Доказательства того, что Аллаху не присуще место и направление
К основам убеждений Ахлю-с-Сунна относится убеждение, что Аллах не занимает место и не имеет направления. Сначала мы приведём доказательства этого утверждения, затем мы поясним ряд выражений, которые вызывают сомнения, и разъясним истину в этом вопросе.
Доказательства того, что Аллах не занимает место.
1) Имам ан-Насафи доказывает это в «Шарх аль-Умда»: «Образы и направления различны, и невозможно, чтобы Аллах принимал их, потому что невозможно принять их сразу. И нельзя сказать, что какое-то направление или какой-то образ предпочтительней, чем другие, потому что все эти характеристики, по сути своей, одинаковы. Если мы скажем, что Аллах характеризуется определенным направлением, то значит, Аллах претерпел определённое изменение, а это признак творения».
2) Имам ас-Субки сказал: «Творец не может иметь направления. Если бы он имел направление, то однозначно занимал бы место, а занимать место – это явный признак того, что место необходимо. А тот, кто нуждается в месте, не может быть «ваджибуль-вуджуд». Однако мы точно знаем, что Аллах – «ваджибуль-вуджуд». Поэтому Аллах не занимает место».
3) Также, если бы Аллах занимал место, то Он был бы либо везде, а это абсурд и явное заблуждение, либо в определённом месте, а из этого вытекала бы нужда в этом месте или направлении, что означало бы отрицание обязательного существования. Аз-Забиди привёл эти слова ан-Насафи и ас-Субки в «Итхафе».
4) Доказательством того, что Аллах не имеет ни места, ни направления, является хадис, который привел Муслим (4\2804) от Абу Хурайры, где Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал в дуа: «О Аллах, Ты Первый, и нет ничего до Тебя, ты Последний, и нет ничего после Тебя, Ты Явный, и нет ничего над Тобой, Ты Тайный, и нет ничего под Тобой». Имам аль-Байхаки пишет по поводу этого хадиса в «Аль-Асмау ва ас-Сифат»: «Некоторые наши учёные приводят этот хадис в качестве доказательства того, что Аллах не занимает место. Ведь, если нет ничего ни под Ним, ни над Ним, значит, Он не занимает место».
Рашид Исаев
Читайте также:
-
Обязана ли мусульманка соблюдать хиджаб в присутствии родного брата?
Как должна одеваться девушка перед своим родным братом? Может ли она ходить в открытой одежде в его присутствии?
-
Что помогло пророку Мусе (а.с.) перевести сынов Израиля через море?
Описание в аяте водяных гор наводит на сравнение их с волнами-цунами, которые достигают гигантских размеров. Как и у гор, у этих волн большое по площади нижнее основание. При их возникновении глубина моря уменьшается, так как большая масса воды уходит вверх, создавая волны высотой до 30 метров.
-
3 психологические ловушки шайтана
Никто не застрахован от греха – такова природа человека. И никто, как сказано в хадисе, не попадет в Рай благодаря своим деяниям, а попадет только благодаря милости Аллаха. Но это не значит, что мы не должны искать причин для вечного блаженства. И тем более не значит, что...
-
Лучше всего просить прощения у Аллаха, произнося эти слова
Истинный верующий находится в стремлении к довольству Аллаха, следуя Его руководству и даже когда оступается, стремится к Его прощению. Лучшая дуа для обретения прощения Всевышнего
-
Такой особенностью обладает только сура аль-Мульк
В Коране есть сура, состоящая из тридцати аятов. Эта сура будет заступаться за того, кто читал ее, до тех пор, пока грехи этого человека не будут прощены...
-
Тому, кто произнесет эти слова, запишется больше наград, чем звезд на небе
Пророк (мир ему) прошел возле одной группы людей, которые размышляли. Он (мир ему) сказал им: «Размышляйте о творениях Аллаха. Но не размышляйте о самом Всевышнем Аллахе». Факих сказал: «Если человек желает достичь достоинства размышления, то ему необходимо размышлять о следующих пяти вещах...
-
Как пить воду по Сунне? 6 правил
В данной статье речь пойдет об этикете питья. Мы приводим 6 очень важных сунн, связанных с употреблением воды и других дозволенных напитков.
-
3 главных качества тех, кто верит в Аллаха и в Судный день
Если верующий чувствует недостаток в этих качествах, данный хадис должен служить напоминанием, чтобы пересмотреть свое отношение к людям в стремлении быть лучшей версией себя.