Как пророка Ибрахима (мир ему) бросили в огонь

Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет...  

Начало: 

Наставление первое. Юсуф (алейхи салям)

Наставление второе. Нух (алейхи салям)

Наставление третье. Муса (алейхи салям)

 

Наставление четвертое. ИБРАХИМ (алейхи салям)

В соответствии с риваятом, переданным от шейха Сади, у народа Ибрахима (алейхи салям) был один единственный ежегодный праздник. В его честь устраивались полевые ярмарки и другие развлечения. Все без исключения - женщины и мужчины, старики и дети, принимали участие в этих загородных празднованиях. В это время город оставался совершенно безлюдным.

Народ Ибрахима (алейхи салям) поклонялся идолам. И по случаю праздника люди прежде, чем туда отправиться, готовили и приносили еду своим идолам, которых они так же изготавливали собственными руками. По возвращению из праздничных гуляний они первым делом посещали свои изваяния, падали ниц перед ними, а затем поедали еду, которую они сами же накануне и принесли. Они верили, что так им будет ниспослано благополучие и достаток. После этого люди расходились по домам.

Предводителем этого племени был Намруд. Он был одним из четырех великих правителей, правивших с момента сотворения земли. При этом Сулейман (алейхи салям) и Зулькарнайн (алейхи салям) были верующими, а Навуходоносор (Бухтуннаср) и Намруд - неверующими. Несложно предположить, какой сильной властью обладал Намруд – враг Ибрахима (алейхи салям).

Сам Ибрахим (алейхи салям) не желал принимать участие в праздничной процессии вместе со своими соплеменниками. В Коране сообщается, как он, чтобы избежать праздника, произнес в самой гуще толпы:

فَنَظَرَ نَظْرَةً فِي النُّجُومِ فَقَالَ إِنِّي سَقِيمٌ

“Затем он взглянул на звезды и сказал: «Я болен» (ас-Саффат 37:88-89).

Во времена Ибрахима (алейхи салям) человечество часто потрясали эпидемии чумы. Спасаясь от этой болезни, люди сторонились своих соплеменников-переносчиков заразы. Поэтому, услышав слова Ибрахима (алейхи салям), толпа в страхе разбежалась от него в разные стороны и направилась к месту праздника. Однако последними в процессии неверующих шли старики и калеки. И когда они проходили мимо Ибрахима (алейхи салям), он сказал им:

قَالَ لَقَدْ كُنتُمْ أَنتُمْ وَآبَاؤُكُمْ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ

«(Ибрахим) сказал (им): «Поистине, вы и ваши предки – в очевидном заблуждении» (аль-Анбия 21:54).

Почему Ибрахим (алейхи салям) упомянул их предков? Дело в том, что неверующие оправдывали свое идополоклонничество так:

قَالُوا وَجَدْنَا آبَاءَنَا لَهَا عَابِدِينَ

«Они ответили: «Мы видели, как наши предки поклонялись им (и мы продолжили вслед за ними)» (аль-Анбия 21:53).

Упоминая предков своих соплеменников, Ибрахим (алейхи салям) объясняет им, что идолы не могут быть божествами только потому, что отцы и деды считали их таковыми. Он взывал к разуму свой народ: «Разве можно следовать по пути заблуждения только потому, что этим путем следовали ваши предки?». Действительно, если обычаи и обряды противоречат Исламу, они неприемлемы. Вот почему Ибрахим (алейхи салям) пытался уберечь свой народ от заблуждений, в которых пребывали предки.

Соплеменники были возмущены словами Ибрахима (алейхи салям) – никто прежде не смел обвинять дедов и отцов в заблуждении. В ответ на это Ибрахим (алейхи салям) впервые громогласно объявил о своей вере:

قَالَ بَل رَّبُّكُمْ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الَّذِي فَطَرَهُنَّ وَأَنَا عَلَىٰ ذَٰلِكُم مِّنَ الشَّاهِدِينَ

«Он ответил: «Ведь ваш Господь (только Он заслуживает поклонения) — Господь небес и земли, создавший их. Я свидетельствую это!» (аль-Анбия 21:56).

Ибрахим (алейхи салям) произнес эти слова с твердой убежденностью и верой в душе. Он обращался к людям: «Бог должен обладать могуществом и способностью создавать что-либо. Разве может быть Богом тот, кто не способен творить и создавать? Как же вы можете считать богами идолов, не обладающих этими качествами?».

Аят завершается свидетельствованием Ибрахима (алейхи салям). Разумеется, Ибрахим (алейхи салям) не был свидетелем сотворения небес и земли. Более того, он даже не был свидетелем создания себя самого. Однако для него было очевидным, что каждая частица Вселенной свидетельствовала о том, что у нее есть Создатель. Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого.

Затем Ибрахим (алейхи салям) сказал им вслед:

وَتَاللَّهِ لَأَكِيدَنَّ أَصْنَامَكُم بَعْدَ أَن تُوَلُّوا مُدْبِرِينَ

«Клянусь Аллахом! Я обязательно придумаю хитрость против ваших идолов, когда вы уйдете и отвернетесь» (аль-Анбия 21:57).

Однако идущие позади него старики, дети и калеки не придали особого значения этим словам. А Ибрахим (алейхи салям) вернулся в опустевший город. Здесь он, взяв в руки топор, отправился в святилище - к месту, где стояли 72 идола, изваянные из золота, серебра, дерева и камня. В центре находилась самая большая статуя, с двух сторон от нее располагались истуканы поменьше. Скульптура в центре, приковывала к себе все взгляды т.к. была выполнена из золота и украшена россыпью драгоценных камней. Перед каждым из идолов находилось блюдо с едой, которую оставили люди перед тем, как отправиться на праздник.

Ибрахим (алейхи салям) встав перед ними:

فَرَاغَ إِلَىٰ آلِهَتِهِمْ فَقَالَ أَلَا تَأْكُلُونَ

مَا لَكُمْ لَا تَنطِقُونَ

«(Ибрахим) тайком пробрался к их божкам (идолам) и сказал: «Не поесть ли вам? Что с вами? Почему вы не разговариваете?» (ас-Саффат 37:91-92).

فَجَعَلَهُمْ جُذَاذًا إِلَّا كَبِيرًا لَّهُمْ لَعَلَّهُمْ إِلَيْهِ يَرْجِعُونَ

«Затем (когда они все ушли на свой праздник) он разнес на куски (топором) всех идолов, кроме самого большого из них (главного идола, и повесил топор ему на шею), чтобы они могли обратиться к нему (спросить, что он сделал с остальными идолами)» (аль-Анбия 21:58).

Вернувшись с праздника, горожане обнаружили разгром:

قَالُوا مَن فَعَلَ هَٰذَا بِآلِهَتِنَا إِنَّهُ لَمِنَ الظَّالِمِينَ

«Они сказали (после того, как вернулись и увидели, что случилось): «Кто сделал это с нашими богами? Поистине, он – из злодеев!» (аль-Анбия 21:59).

Было очевидно, что эти люди поклонялись тем, кто не мог защитить даже самих себя и превратился в груду обломков. Но люди настолько погрязли в трясине своих заблуждений и во тьме неверия, что утратили способность размышлять и извлекать уроки. Находясь в плену невежества и гнева, они были полны жажды мести и приступили к поискам виновного.

قَالُوا سَمِعْنَا فَتًى يَذْكُرُهُمْ يُقَالُ لَهُ إِبْرَاهِيمُ

«Они сказали (друг другу): «Мы слышали, как юноша выступал против них (порицал их). Его зовут Ибрахим» (аль-Анбия 21:60).

Об Ибрахиме сообщили Намруду. Его ожидало публичное наказание в назидание другим.

قَالُوا أَأَنتَ فَعَلْتَ هَٰذَا بِآلِهَتِنَا يَا إِبْرَاهِيمُ

«Они спросили (его): «О Ибрахим! Ты сделал это с нашими богами?» (аль-Анбия 21:62).

Ибрахим (алейхи салям) насмешливо ответил:

قَالَ بَلْ فَعَلَهُ كَبِيرُهُمْ هَٰذَا فَاسْأَلُوهُمْ إِن كَانُوا يَنطِقُونَ

«Он ответил: «Нет! Это сделал главный из них, вот этот. Спросите у них самих (кто сделал это), если они смогут говорить» (аль-Анбия 21:63).

Людям, размышляющим эти слова, должны были открыть глаза, ведь каждому было известно, что этот идол не был способен даже пошевелиться, не говоря уже о том, чтобы разбить других идолов. Ибрахим (алейхи салям) словно сказал своим соплеменникам: «Почему вы поклоняетесь этим идолам, если они не способны даже пошевелиться, если у них нет сил даже для того, чтобы стряхнуть с себя пыль?».

Эта мысль произвела впечатление на людей и заставила их задуматься, однако менять устоявшийся и привычный для всех порядок вещей было для них малопривлекательным. Ибрахим (алейхи салям), известный своей терпимостью и благонравием, был разгневан:

قَالَ أَفَتَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنفَعُكُمْ شَيْئًا وَلَا يَضُرُّكُمْ أُفٍّ لَّكُمْ

وَلِمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ ۖ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

«Он ответил: «И вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что не может принести вам никакой пользы или навредить вам? Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Почему бы вам не поразмыслить (и не понять, что эти идолы не заслуживают поклонения, а лишь Аллах заслуживает)?» (аль-Анбия 21:66-67).

Как видите, Ибрахим (алейхи салям) бесстрашно выступил против правителя, управлявшего на всей земле с востока до запада, и против его окружения. В тот момент Ибрахим (алейхи салям) был совершенно один - на земле не было более верующих людей, кроме него. Не было ни одного человека и сторонника, который мог бы поддержать его или защитить от такого влиятельного врага, как Намруд и от его преступного народа. Единственным его заступником и помощником был Всевышний Аллах. И вера Ибрахима (алейхи салям) в Создателя, в Его силу и помощь была безгранична.

 

Ибрагим (алейхи салям) брошен в огонь

А что же толпа? Разъяренные идолопоклонники сказали:

قَالُوا حَرِّقُوهُ وَانصُرُوا آلِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ

«Они (в гневе) сказали: «Сожгите его (Ибрахима) и помогите (тем самым) вашим богам, если вы можете действовать!» (аль-Анбия 21:68).

Слова Ибрахима (алейхи салям) «ля иляха илляллах» настолько обозлили людей, что те стали требовать для него самое суровое наказание. Оно не заставило себя долго ждать – негодующие и рассвирепевшие люди стали готовить Ибрахима к сожжению. Они стали рубить на дрова все деревья, какие только могли найти. В этом деле принимали участие абсолютно все люди, мужчины-женщины, старики и дети – они подтаскивали ветки, толстые сучья, сухие деревья целый месяц и складывали их друг на друга рядами. Костер получился величиной с гору и настолько высоким, и горячим, что его пламя волнами поднималось в небеса и было видно на расстоянии одного дня пути. Жар от костра был такой силы, что рядом с ним не могли пролететь даже птицы. А если они приближались к костру, то сразу же сгорали и падали вниз. Подойти к костру также было невозможно. Тогда шайтан научил этих людей делать катапульту, с помощью которой Ибрахим (алейхи салям) должен был быть брошен в огонь.

Но вера в помощь Аллаха в сердце Ибрахима была сильнее – в этот миг он произносил следующие слова: «Хасбияллаху ва ни'маль-вакиль/Мне достаточно Аллаха. Он наилучший помощник». И Всевышний Аллах не оставил своего любимца, в полете к нему явился Джибриль (алейхи салям) и спросил:

- О, Ибрахим! Нужно ли тебе что-то? Всевышний Аллах помогает всем своим рабам.

Однако следует быть терпеливым и не торопиться. Мы же напротив зачастую проявляем спешку и, столкнувшись с малейшими трудностями, ожидаем помощь немедленно. Примером терпения нам может служить Ибрахим (алейхи салям). Он был брошен в тюрьму, приговорен к сожжению, все люди объединились против него. Но, даже будучи связанным и положенным в катапульту, он не получал помощи. Она пришла в тот миг, когда Ибрахим был уже брошен, но еще не достиг пламени. Прямо в воздухе Всевышний Аллах отправляет к нему Джибриля (алейхи салям). Как видите, даже к пророкам помощь Аллаха приходила не сразу, но, в конце концов, Создатель всегда помогал им и даровал победу.

Ибрахим (алейхи салям), летящий в костер, ответил ему:

- От тебя мне ничего не нужно.

- Хорошо, но неужели ты ничего не попросишь у своего Господа?

- Мне достаточно того, что Ему известно о моем состоянии.

Иными словами, Ибрахим (алейхи салям) уверен в том, что Всевышний знает о его положении, и готов смириться с этой участью, если на то была воля Аллаха. «Не подобает просить Аллаха о чем-то, если Он сам этого пожелал. Я желаю того, что и мой Господь, и не желаю того, что противоречит Его желанию», - говорит он Джабрилю (алейхи салям). - Если же Аллах не желает, чтобы я сгорел в огне, нет и необходимости говорить: «Не сжигай меня», так как Он не позволит мне сгореть в огне». Это и есть настоящий таваккуль (упование). И этот макам, является макамом Халилуллаха – друга Всевышнего.

Аллах в Коране говорит:

قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلَامًا عَلَىٰ إِبْرَاهِيمَ

«Мы сказали: «О огонь! Стань холодным и безопасным для Ибрахима!» (аль-Анбия 21:69).

Вслед за этим повелением Всевышнего внутри огня забил источник пресной воды, и распустились красные розы, и он был украшен красными нарциссами. Аллах превратил огонь Намруда в розарий. И при помощи Джибриля (алейхи салям) Ибрахим (алейхи салям) плавно опустился в центр костра. Ибрахим (алейхи салям) как будто попал не в костер, а в розовый сад.

Обратите внимание, что Аллах приказал огню быть не только прохладным, но и спасительным. Иначе, как сказал Ибн Аббас (радыяллаху анхума), огонь стал бы холодным на столько, что Ибрахим (алейхи салям) погиб бы там от холода.

В этот день огонь на всей земле утратил способность сжигать, и нигде на земле люди не могли приготовить пищу на огне.

Ибрахим (алейхи салям) оставался в огне семь дней. Сообщается, что потом он говорил: «Это были самые лучшие дни моей жизни».

 

Разговор Ибрахима (алейхи салям) с Намрудом

Когда Ибрахим (алейхи салям) был брошен в огонь, Намруд наблюдал за этим, поднявшись на высокое место. Когда он увидел, что Ибрахим (алейхи салям) сидит в розовом саду, и при этом огонь не причиняет ему никакого вреда, то не поверил своим глазам, и сказал:

- О, Ибрахим! Твой Господь, защищающий тебя, поистине велик. Но сможешь ли ты выйти из огня?

- Конечно, смогу.

- Я вижу, что рядом с тобой есть кто-то еще, кто он?

- Это - ангел. Мой Господь прислал его, чтобы мне было с кем общаться.

- В таком случае я совершу жертвоприношение твоему Господу, обладающему таким могуществом.

- До тех пор, пока ты не уверуешь в моего Господа, твои жертвоприношения не будут приняты.

Тем не менее, Намруд принес в жертву четыре тысячи быков и большое количество баранов, хотя и оставался неверующим. Он продолжал считать богом самого себя, поскольку не мог избавиться от высокомерия и обладал несметным количеством богатств и властью, которые даровал ему Всевышний.

Вышедшего живым из огня Ибрахима (алейхи салям) привели к Намруду. Пребывающий во тьме невежества народ при каждом появлении Намруда падал ниц перед ним. Но только не Ибрахим (алейхи салям). Намруд пришел в ярость:

- Почему ты не поклонился мне?

- Я не совершаю саджда никому, кроме своего Господа.

- Хорошо, кто же твой Господь?

Всевышний Аллах говорит об этом в Коране:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِي حَاجَّ إِبْرَاهِيمَ فِي رَبِّهِ أَنْ آتَاهُ اللَّهُ الْمُلْكَ إِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّيَ الَّذِي يُحْيِي وَيُمِيتُ قَالَ أَنَا أُحْيِي وَأُمِيتُ ۖ

قَالَ إِبْرَاهِيمُ فَإِنَّ اللَّهَ يَأْتِي بِالشَّمْسِ مِنَ الْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ الْمَغْرِبِ فَبُهِتَ الَّذِي كَفَرَ ۗ وَاللَّهُ لَا يَهْدِيالْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

«Разве ты (о Мухаммад) не видел того (царя Намруда), который спорил с Ибрахимом о его Господе (разве ты не слышал о нем), а ведь Аллах дал ему власть? Ибрахим сказал (ему): «Мой Господь — Тот, кто дает жизнь и умерщвляет». «Он (Намруд) ответил: «Я даю жизнь и умерщвляю». Ибрахим сказал: «Аллах поднимает солнце на востоке. Заставь же его подняться на западе». Растерялся неверующий. И Аллах не ведет верным путем людей, совершающих зло» (аль-Бакара 2:258).

В ответ на это Намруд приказал привести двух заключенных, приговоренных к казни. Одного из них он убил, а другого отпустил со словами «Я прощаю тебя». Затем, повернувшись к Ибрахиму (алейхи салям), он сказал: «Видишь, я тоже умертвил и даровал жизнь».

Конечно же, основной целью Ибрахима (алейхи салям) было не это. Он имел в виду умерщвление и дарование жизни в истинном смысле. Доказательством существования Всевышнего Аллаха служит существование мира творений. Можно увидеть, что творения появляются после небытия и исчезают после существования, следовательно, существует Всемогущий Творец. Мир не возник сам по себе, необходим Творец, который его сотворил, а это - единственный Господь, и нет второго бога, к поклонению Ему и призывал Ибрахим (алейхи салям). Он предложил Намруду:

- Мой Господь заставляет солнце восходить на востоке, заставь же его взойти на западе.

Намруд был унижен и опозорен. Но почему же он не возразил Ибрахиму (алейхи салям), сказав: «Пусть тогда твой Господь заставит солнце взойти на западе»? Он испугался, так как был уверен, что Всевышний, который вывел Ибрахима (алейхи салям) из огромного пламени невредимым, способен сделать на глазах у его народа и это, таким образом заставив уверовать в Аллаха. Хотя страх его был напрасным – чтобы поверить в призыв Ибрахима (алейхи салям), людям было достаточно увидеть, как Аллах спас его. И они уверовали. В соответствии с одним из риваятов, первым из них стал Лут, получивший впоследствии пророчество.

В последствии Создатель защитил Ибрахима (алейхи салям) ото всего зла его врагов, и уничтожил их, подвергнув великому наказанию. Так, например, наш Господь говорит в Коране:

وَأَرَادُوا بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الْأَخْسَرِينَ

«Они хотели навредить ему (убить его), но Мы сделали так, что они оказались в большом убытке» (аль-Анбия 21:70).

Точно так же Аллах непременно защитит всех своих любимых рабов от зла. Главное, чтобы рабы были столь же покорны Аллаху, как и Ибрахим (алейхи салям), и были стойкими и терпеливыми на истинном пути.

Продолжение: Великое испытание для Хаджар, или как возник источник Зам-зам 

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle