Искусство вырезания из бумаги, которое называется «кат’и», зародилось в XIV веке вместе с искусством переплетения книг. Его название происходит от арабского «мукатата» - «резать на куски» и поначалу получило распространение в виде аппликаций из кусочков кожи разного цвета, которыми украшались обложки книг.
Первыми известными мастероми кат’и были Абдуллах Кат’и из афганского города Герата, его сын и последователь Шейх Мухаммад Дост и Мевляна Мухаммад Бакир. Искусство кат’и попало в Османскую империю в середине XVI века вместе с мастером Абдулхаем Али.
В XVII веке известными мастерами кат’и были Мевлеви Фахретдин Деде из Бурсы, Мевляна Мехмед бин Газанфер, Али Челеби, Абдул Карим Челеби, Накши и Махмуд аль- Газнави.
В XVIII веке эту традицию продолжали Дервиш Хасан Айюби, Халазаде Мехмет и Чамбазаде Осман.
В музее Топкапы хранятся великолепные работы в стиле «кат’и».
Стоит отметить, что этот вид изобразительно-прикладного искусства был тесно связан с деятельностью суфийских тарикатов, в частности, мевлеви и рифаи. Он требует особых навыков, терпения и твердости рук. Подобно искусству каллиграфии, кат’и несет в себе особую смысловую нагрузку, указывая на связь материальной формы с внутренним смыслом вещей, части и целого, формы и слова и их разных уровней понимания.
С помощью особого ножа – неврегена создавали сетку – комбинацию растительного или геометрического орнамента с силуэтами птиц, животных, ваз, кораблей, которая называется «саз».
Орнаментальная основа, формирующая как бы «негатив» картинки еще называется «женской» ее частью, «диси» по-турецки. При вырезании она удаляется с аппликации. Остающаяся часть – «мужская», или «эркек».
Удаленную часть также могли использовать в качестве узора, приклеивая на какую-либо поверхность.
Обе части играют важную роль: «женская» часть – основа рисунка, без которой узор теряет свой смысл. «Мужская» часть – это то, что формирует собственно изображение с присущими ему характерными особенностями.
Если нужно было изготовить несколько одинаковых копий, то несколько листов склеивали клейстером из кукурузного крахмала, разведенного водой – «мухаллеби». После того как они высыхали на них вырезался узор, после чего их помещали в воду и листы отклеивались. Их сушили и наносили красками, если требовалось, дополнительные узоры.
В этнографической секции музея Антальи хранится один из шедевров в стиле «кат’и», относящийся к XIX веку. Он выполнен переплетчиком Мухаммедом Рифатом.
Композиционно он состоит из пяти частей, выполненных каллиграфическим шрифтом сулуюс в обрамлении цветов и листьев, каждая из которых помещена в свой картуш (мотив в виде полуразвернутого, с надрезанными краями рулона бумаги) и скрепленных между собой. Фоном для них служит приклеенная сзади черная бумага.
На них вырезан текст молитвы, защищающей от чумы.
Здесь надо пояснить, что до середины XIX века в Анталье, как и во многих других районах Восточного Средиземноморья, были частые эпидемии чумы. Ещё раньше, в XIV веке пандемия чумы уничтожила треть населения Ближнего Востока. На протяжении нескольких столетий Малую Азию и Ближний Восток периодически охватывали чумные эпидемии.
С введением карантинных мероприятий в морских портах Средиземноморья в середине XIX века их периодичность уменьшилась, но ее заносили в регион торговцы, следовавшие сухопутными маршрутами.
В 1831 году во время эпидемии чумы в Багдаде из 150 тысяч населения города погибло 100 тысяч.
В Анталье эпидемии чумы были зафиксированы 1713, 1719, 1728-1729, 1739-1743, 1759-1765, 1784-1786, 1791-1792, 1813-1819 и 1835-1840 годах.
Подобные своеобразные молитвы-обереги, оформленные в виде аппликаций на бумаге, украшали стены домов Антальи.
К концу XIX века это искусство пришло в упадок. Однако в последние десятилетия можно наблюдать возросший интерес к различным видам мусульманского традиционного искусства.
Кат’и возрождается наряду с каллиграфией, резьбой по дереву и гравировкой по металлу.
Islam-Today
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост!