Где мусульманину жить хорошо?

Где мусульманину жить хорошо?

Мусульмане на Западе – совсем не единая умма. У них, разделенных Атлантическим океаном на две разные части, жизнь значительно отличается, хотя общим моментом является то обстоятельство, что и те, и другие живут в странах с немусульманским большинством населения.

По различным подсчетам мусульмане в США составляют 1-2% от общей численности населения, а в Европе – около 5%. В некоторых европейских странах процент мусульман значительно выше чем в среднем по Европе: в Болгарии – около 10%, в Албании – около 62%, в Боснии – около 43%, в Македонии – 30%. Но это – коренные жители вышеупомянутых стран, в большинстве своем проживающие в них не одно столетие. К тому же все они проживают на Балканах и их появление напрямую связано с историей Османской империи.

В то же время и в США, и в Европе есть достаточно большие общины мусульман-мигрантов, приехавших после Второй мировой войны.

Впрочем, что касается США, то более 30% негров- рабов, ввезенных сюда были мусульманами.

Поэтому можно со всей уверенностью утверждать, что ислам присутствовал на территории Америки задолго до возникновения самих США.

Между прочим, этот факт подвиг многих темнокожих американцев к принятию ислама, как религии их далеких предков. 

Тем не менее, основной приток мусульман с Ближнего Востока, Южной Азии и других регионов в США начался после Второй мировой войны.

Они приезжали сюда в поисках лучшей доли и оставались на работу или для учебы.

В Европе процесс прибытия мусульман протекал несколько по- иному. Их привлекали в первую очередь для неквалифицированного ручного труда. Европа, понесшая огромные человеческие потери в войне, претерпевшая масштабные разрушения нуждалась в первую очередь в чернорабочих.

С бывшими колониями европейских государств были заключены соглашения, и во Францию потянулись выходцы из Алжира и Марокко, а выходцы из британской Индии, разделившейся на Пакистан и республику Индия поехали в Великобританию. 

В Германии ситуация с рабочими-мигрантами также отличалась своеобразием.

Дело в том, что у нее не было колоний в мусульманских странах, но были крепкие исторические связи с Турцией, и для восстановления страны было решено привлекать дешевую рабочую силу оттуда.

В США из-за того что мигрировавшие в страну мусульмане были из разных стран так и не сложилась единая община мусульман.

Религиозные общины делились по этническому признаку и возглавляются до сих пор представителями «своих» этнических групп.

В европейских же странах именно этническая принадлежность мусульман сыграла роль консолидирующего фактора.

Разница заключалась еще и в том, что если в США мусульмане пополняли в основном ряды среднего класса с его стандартами жизни, то в Европе они – выходцы, в большинстве своем из сельской среды, становились рабочими. Расселялись в европейских городах они также анклавами, в которых проживали зачастую выходцы из одного региона.

Это хорошо видно на примере такого английского города как Брэдфорд, где осели выходцы из пакистанского Азад Кашмира, сформировавшие свое этническое сообщество.

Даже мэр этого города имеет пакистанские корни, впрочем, как и его предшественники.

Еще одним отличием является то, что американцы вплотную познакомились с исламом сравнительно недавно, а Европа уже более 1000 лет разными способами контактировала с исламским миром. И хотя этот опыт взаимодействия с исламом зачастую приобретался в рамках колониального управления территориями, населенными мусульманами, европейцы вплотную занимались в течение нескольких столетий исламоведением, результатом чего стало множество научных трудов по этой дисциплине.

Они не обязательно отличались позитивным отношением к исламу как к религии, но, тем не менее, представления европейцев о ней и ее носителях гораздо шире, чем в Америке, где даже сейчас некоторые американцы до сих пор полагают, что мусульмане поклоняются идолам.

Что же касается национальной идентичности, то здесь так же есть существенные отличия. Америка сформировалась как «страна равных возможностей», где любой иммигрант, независимо от происхождения и религиозной принадлежности мог добиться воплощения своей мечты и где на первое место выдвигаются гражданские свободы и права человека. Поэтому каждый житель этой страны может назвать себя американцем, не взирая на свою национальность.

В Европе же, по традиции, национальности уделяется гораздо больше внимания, так как европейские государства сформировались в первую очередь как моноэтничные территориальные образования, поэтому уроженец Пакистана может назвать себя британцем – по гражданству страны своего проживания, но никогда не сможет назвать себя англичанином – представителем англо-саксонского этноса.

Ильдар Мухамеджанов

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle