Существует легенда: трое друзей – учеников имама Муваффака Нисабури поклялись, что если кто-нибудь из них достигнет успеха на земном поприще, то поможет в этом и двум другим. Эти трое были Низам аль-Мульк, Омар Хайям и Хасан ас-Саббах.
Со временем Низам аль-Мульк стал великим визирем государства сельджуков. Омар Хайям – математиком и поэтом, а Хасан ас-Сабах – основателем секты ассасинов, которая наводила ужас на властителей мусульманского мира.
Согласно легенде, сначала Низам аль-Мульк предложил ас-Саббаху пост губернатора одной из провинций, но тот хотел занять должность во дворце. Опасаясь конкуренции, Низам аль-Мульк избавился от опасного соперника.
Хасан ас-Саббах подпал под влияние исмаилитов и стал последователем доктрины батинийя, которая позволяла ее адептам скрывать свои истинные религиозные убеждения в случае угрозы для жизни. Кроме того, исмаилиты верят, что истинный путь можно познать только при посредничестве непогрешимого имама.
Название «исмаилиты» происходит от имени сына Джафара ас-Садыка, почитаемого шиитами как шестой имам, Исмаила, лишенного отцом права наследования имамата. С этим не согласились многие его последователи. Вскоре Исмаил умер, но его приверженцы утверждали, что по воле Аллаха он перешёл в невидимое, скрытое от простых смертных состояние «гайба» («гаиб») – «отсутствие».
Некоторые приверженцы Исмаила считали, что он и на самом деле умер, поэтому седьмым имамом следует объявить его сына Мухаммеда. Со времени основная часть исмаилитов стала верить в то, что сын Исмаила является седьмым имамом. Поэтому их стали называть «семеричниками».
Исмаилиты также верят в переселение душ («танасух») и в то, что рай и ад существуют уже в земной жизни. Они также не соблюдают принятые в ортодоксальном исламе понятия «халяль» и «харам».
Став исмаилитским проповедником Хасан ас-Саббах проповедовал в Иране и привлек к себе множество сторонников.
Он учил, что познать истину, являющуюся сутью всего сущего, можно лишь беспрекословно подчиняясь имаму. Поэтому он запретил своим последователям обучаться каким-либо наукам. Он так же объявил, что чем ближе человек к этому миру, тем он дальше от истины. Кроме того, он нещадно расправлялся со всеми, кто был не согласен с концепцией батинийи.
В рамках своего учения он требовал от последователей беспрекословной покорности и выполнения любого своего приказания.
В 1090 году его последователям хитростью удалось захватить крепость Аламут в горных районах западного Ирана.
Со временем приверженцам секты Саббаха удалось захватить ряд крепостей в долине Рудбар и Кумисе, городов в Кухистане ( современный Иран), а также несколько замков на западе – в горных районах Ливана и Сирии.
Сельджукский султан Малик-Шах предостерег Саббаха от распространения ереси, пригрозив принять соответствующие меры и стал пресекать проповеди его последователей и шире – всех приверженцев учения исмаилитов.
В ответ на это Саббах подослал к его двору специально натренированных убийц, которые убили великого визиря Низама аль-Мулька.
Со временем эта практика превратилась в осознанную стратегию уничтожения всех, кто так или иначе выступал против секты Саббаха.
Специально подготовленных убийц, не ведавших страха смерти и беспрекословно выполнявших приказы «Старца горы», (прозвище, которым его «наградили» крестоносцы) называли «хашшишиин» – «травниками» (от арабского «хашиш» - трава).
Существует версия, что так их называли из-за употребления наркотика, получаемого из конопли. Но есть сведения, что в качестве одурманивающего средства им давали опиум, изготовляемый из мака. Прозвище «травники» за ними закрепилось из-за практикуемого членами секты аскетизма.
В европейских языках оно трансформировалось в слово «ассасин», означающее наемного убийцу.
Сельдужкские султаны воевали с ассасинами много лет, но не могли победить их. Ассасины наносили свои удары по представителям правящей верхушки, обезглавливая ее, сея ужас и деморализуя. Сельджукский султан Ахмад Санджар был вынужден вступить с ними в переговоры и уступить им Мосул и Диярбакыр.
Саббах вступил в союз с крестоносцами и вместе с ними воевал против султана Салах-ад-Дина. Несколько раз он подсылал к нему убийц, но по милости Аллаха великий герой ислама уцелел.
Тем не менее ассасины представляли собой мощную деструктивную силу, которая ослабляла не только государство сельджуков, но и соседние мусульманские государства. От их рук погибло шесть визирей, три халифа, десятки правителей городов и осмелившихся критиковать их мусульманских богословов.
Саббах не ставил своей целью установление истины и справедливости. Напротив, он стремился упрочить свою земную политическую власть. Тем не менее для вербовки и укрепления рядов своих адептов он эксплуатировал идею религиозной жертвенности и мученичества, наградой за которую был рай. До сих пор нет однозначного мнения существовали ли «райские сады», в которых будущих убийц «доводили до кондиции» образами «небесной обители» с вином и женщинами, но факт остается фактом – они жертвовали собой, в случае поимки выдерживали жесточайшие средневековые пытки, и шли на казнь с улыбкой на устах, ожидая награды за свои действия «на небесах».
Конец секты ассасинов, как всегда в таких случаях, наступил неожиданно. В 1256 году монгольский хан Хулагу в ответ на жалобу жителей северной Персии, обвинивших ассасинов во всяческих несправедливостях, осадил их крепости в Кухистане и потребовал от главы секты – наследника Саббаха Рукн-ад Дина Хуршаха капитуляции. Пытаясь спастись, тот сдался на милость победителя. Его отослали в столицу Монгольской империи Каракорум, но по дороге убили. Ассасины в большинстве своем были истреблены. Лишь немногим удалось бежать на территорию современного Азербайджана и Анатолии. Части из них удалось внедриться в некоторые суфийские братства. В их среде воспитывался будущий шах Ирана Исмаил I – основатель династии Сефевидов. В 18 веке в Иране исмаилизм был официально признан одной из ветвей шиизма.
Некоторые исследователи идут в своих гипотезах еще дальше. Они считают, что группе ассасинов удалось проникнуть на Сицилию и заложить основу для возникновения местной мафии. Само слово «мафия» по их мнению, является производным от арабского «махфия» - секрет, тайна.
На Западе писатели также вовсю эксплуатируют сюжеты об ассасинах.
Потомки ассасинов проживали среди исмаилитов в южном Иране. Затем их глава Ага-Хан I бежал сначала в Афганистан, а затем в Синд, на территорию Британской Индии. Здесь он показал себя верным слугой английских колонизаторов, помогая им завоевывать территории независимых индийских княжеств. За это британская королева Виктория присвоила ему титул «Его высочество» и признала главой всех исмаилитов мира.
В настоящее время его потомок принц Карим Ага-Хан IV – имам исмаилитов, известный архитектор и общественный деятель. Ему подчиняется, в том числе и община исмаилитов Горного Бадахшана (Таджикистан).
Ильдар Мухамеджанов