В Коране о шайтане сказано как о явном враге человека. Одним из проявлений его враждебности является то, что называется наущениями – васвасом. Особенно это бывает заметно во время молитв, когда молящийся должен сосредоточиться, прийти к смирению и быть искренним в своей молитве. Но тут появляется он, который, подобно грабителю, хочет лишить верующего части его богатства и вознаграждения. Он не приходит ко всем, а только к тем, у кого есть что забрать из веры.
Васвас – это явление, с которым сталкивается каждый, кто обращается к Аллаху с поминанием и благодеяниями. Когда человек становится на молитву, смиренным перед Всевышним, шайтан завидует его положению, возможности его приближения к Аллаху и возвышения Им, чего он лишен навечно. Поэтому в пылу гнева и зависти он стремится урвать кусок молитвы, долю вознаграждения верующего. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда раздаётся призыв на молитву (азан), то сатана убегает, испуская газы, на такое расстояние, где не слышно азана. После завершения азана он возвращается. Когда начинают произносить икаму, он снова удаляется, а после завершения икамы возвращается и начинает внушать человеку разные мысли. Он говорит молящемуся: «Вспомни это, вспомни то». Шайтан напоминает такие вещи, о которых человек и не вспоминал. Так может продолжаться до тех пор, пока человек не забудет, сколько ракаатов он прочитал».
Однако васвас не есть что-то непреодолимое, потому что в Коране Всевышний говорит: «Воистину, козни сатаны слабы…» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 76). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открыл, какими методами можно победить их. Сообщается со слов Абу Аля, что к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришёл Усман ибн Абу аль-Ас и сказал: «О Посланник Аллаха, шайтан мешает мне совершать намаз и читать Коран, он постоянно меня путает». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это шайтан, которого зовут Хинзаб, если ты почувствуешь его, то попроси защиты у Аллаха и поплюй три раза налево». После этого Усман признался: «Я начал так делать, и Аллах отвёл от меня шайтана» (Муслим, Ахмад)
В другом хадисе говорится: «Когда кто-либо из вас молится, к нему приходит шайтан и начинает его путать. Так может продолжаться до тех пор, пока человек не забудет, сколько он молился. Если такое случится с кем-либо из вас, то пусть совершит два земных поклона (суджуд) в сидячем положении» (ат-Тирмизи)
Также в книге Ибн Сунни от Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается: «Тот, кто поражен этим васвасом, пусть скажет: «Я уверовал в Аллаха и в Его Посланников» – трижды, и поистине это уйдет с него».
Есть так же более хитрая уловка шайтана – если человек игнорирует наущения, не связанные с молитвой и поклонением, то его пытаются отвлечь наущениями, связанными с другими видами поклонения. Например, вопросами призыва, поста или дополнительного поста, вопросом подачи милостыни или совершения хаджа. Суть в том, что эти мысли, хотя они связаны с поклонением Аллаху, так же отвлекают человека от того, что он делает здесь и сейчас, – от его молитвы. Одна из историй, в которой говорится о совете Абу Ханифы, подтверждает искусность шайтана в наущениях. Рассказывают, что к Абу Ханифе пришел человек и стал жаловаться, что закопал деньги, но не может их теперь найти. Абу Ханифа ответил ему: «После совершения ночной молитвы иди и простой в молитве к твоему Господу всю ночь до рассвета, после чего возвращайся ко мне и скажи, что с тобой произошло». Мужчина вернулся через некоторое время и сказал: «Когда я встал на молитву, то стал вспоминать, где я зарыл деньги, и что случилось, когда спустился поток воды, и я рассчитал расстояние до того места, где они были зарыты». Абу Ханифа рассмеялся и сказал: «Действительно, шайтан не оставил тебя провести ночь наедине с твоим Господом». Радость муъмина – одно из самых ненавистных шайтану состояний. И даже зная, что нахождение денег доставит ему удовольствие, шайтан решил лишить его еще большего – вознаграждения за стояние в молитве ночью и приближения к Аллаху.
Понимание важности молитвы, устранение того, что может отвлекать внимание, умеренность в движениях, понимание смысла произносимого и читаемого, чтение различных аятов и азкаров и самое важное – игнорирование мыслей, которые не относятся к молитве – это не избавит окончательно от наущений, как невозможно уничтожить шайтана в этом мире, но это поможет снизить его влияние и забрать из своей молитвы больше, чем кому-то хотелось бы…
Ася Гагиева