Почему Ислам запрещает насмехательство?

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
وَيْلٌ لِّكُلِّ هُمَزَةٍ لُّمَزَةٍ الَّذِي جَمَعَ مَالًا وَعَدَّدَهُ يَحْسَبُ أَنَّ مَالَهُ أَخْلَدَهُ كَلَّا لَيُنبَذَنَّ فِي الْحُطَمَةِ وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْحُطَمَةُ نَارُ اللَّهِ الْمُوقَدَةُ الَّتِي تَطَّلِعُ عَلَى الْأَفْئِدَةِإِنَّهَا عَلَيْهِم مُّؤْصَدَةٌ فِي عَمَدٍ مُّمَدَّدَةٍ

«Горе всякому хулителю и обидчику, который копит состояние и подсчитывает его, думая, что богатство увековечит его. О нет! Он будет ввергнут в Огонь сокрушающий. Откуда ты мог знать, что такое Огонь сокрушающий? Это – разожженный Огонь Аллаха, который вздымается над сердцами. Он сомкнется над ними высокими столбами». (Сура «Хумаза», аяты 1-9)

Привычка насмехаться над другими появляется у человека, когда он начинает считать себя выше остальных. А дальше он уже доходит до того, что смотрит на всех свысока, других ни во что не ставит. Коран же объявляет всех верующих братьями и запрещает любые высказывания и поступки, способные нанести вред этому братству.

Любитель насмешек проявляет высокомерие и гордыню и своими действиями обижает и оскорбляет своего брата-мусульманина. И гордыня, и унижение других являются запретными, харамом. Оба эти зла в результате приводят к ослаблению братских уз в исламском обществе.

Тем более, что вместе с обидой во взаимоотношения людей примешиваются ненависть и враждебность. Из-за чего вред наносится не только отношениям двух человек, но это становится причиной ослабления общественных связей.

В связи с этим, один аят из суры «Худжурат» в очень доступой и образной форме разъясняет данное положение: 

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Худжурат, 49:11).

Запрет на оскорбление других словами и делами даже нельзя ограничивать лишь мусульманами. Ведь наша религия объявляет подлежащими сохранению пять основных ценностей: религию, жизнь человека, его рассудок, потомство и имущество.

То есть в Исламе есть понятие неприкосновенности чести и достоинства личности. Ни в коем случае нельзя запятнать честь и достоинство человека. Может быть, именно поэтому в Коране считается неправильным подшучивать, насмехаться над поверьями и священными реликвиями других религий. Вот что говорится об этом в аяте:

«Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали» (Ан’ам, 6:108).

Как известно, отношения в обществе строятся на базе искренности. Инструментом для измерения уровня этой искренности является человеческое сердце. Пророк (с.а.в.) сказал:

«Аллах не посмотрит на вашу внешность и на ваши богатства. Но Он посмотрит на ваши сердца» (Муслим, «Книга благодеяний», 32).

Люди постоянно судят о человеке по каким-то его внешним проявлениям, а его внутренний мир остается недоступным. У Аллаха же будет взвешиваться не внешний вид, благочестие сердец. По этой причине никто не имеет права хулить и оскорблять равного с ним другого человека и разбивать его сердце, являющееся тем местом, куда направлен взор Аллаха.

В приведенной в начале нашей темы суре приводится пример человека, который считает богатство единственной высшей ценностью в мире. Коран осуждает таких людей, насмехающихся над всем остальным, кроме своего богатства. Горе такому человеку, который копит богатства и не переставая пересчитывает их, сталкивает людей и насмехается над ними (Хумаза, 104:1).

В разных аятах Корана хулительство и причинение людям обиды нашли свое место среди запрещенных поступков. Если так, то будем знать, что ради сохранения братских отношений Ислам запрещает насмешки над людьми, издевательства над ними.

Человеку, уверовавшему в Аллаха и в День воскресения, никак не подобает делать другого человека предметом насмешек, шуток и острот. Ведь никому неизвестно, кроме Аллаха, кого Он посчитает более достойным.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle