С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В древности одним из самых надежных личностных тестов человека был… его друг. Мудрецы поговаривали: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Прошли века, а природа человека не изменилась. Изменились лишь условия, широта возможностей. Но человек по-прежнему не защищен от влияния не только близких людей, но и от общества, в котором он живет. И эта пословица могла бы сегодня звучать по-другому «Скажи мне, с кем ты чаще общаешься, и я скажу, кто ты».
Достоверность этих утверждения доказана экспериментально еще в прошлом веке. Так, одним из широко известных экспериментов, выявляющих степень подверженности личности мнению группы, был проведен американским психологом С. Ашем.
Испытуемые (студенты колледжа), разбитые на группы от 7 до 9 человек, получили следующие инструкции: «Задача, которую вам предстоит выполнять, заключается в различении длины линий. Перед вами две белые карточки. На левой из них имеется единственная линия, на правой – три линии различной длины. Они пронумерованы по порядку: 1, 2 и 3. Одна из этих трех линий справа равна эталонной линии слева. Вы должны определить в каждом случае, какая из них равна эталонной. Будет 12 таких сравнений. Так как число линий незначительное и группа малая, я прошу каждого из вас по очереди высказывать свое суждение, которое я тут же буду фиксировать. Пожалуйста, будьте аккуратны, насколько возможно. Давайте начнем справа и продолжим налево».
Существенная особенность этого эксперимента состоит в том, что он проводится с подставной группой. До начала указанных действий по оценке длины линий экспериментатор договаривается с испытуемыми (за исключением одного в каждой группе) давать один и тот же определенный, но неправильный ответ. При этом испытуемых рассаживают таким образом, чтобы очередь до «наивного субъекта» (по терминологии С. Аша) дошла к концу опроса. Итак, ему приходится давать свои оценки после того, как он услышал оценки большинства членов группы.
Длина линий, выбранных для оценки, существенно отличалась от длины эталона. Так, одна из них была примерно на одну треть короче эталонной. Тем не менее, по данным Аша, 37 % «наивных субъектов» давали неправильный ответ о длине линий, точно следуя за оценками большинства – подставной группы. Следует также упомянуть, что испытуемые в контрольной группе, которые давали оценки длины линий поодиночке, никогда не делали ошибок.
Эксперименты с использованием подобной методики проводил у нас А. П. Сопиков. Испытуемые (школьники от 7 до 18 лет) были разделены на группы по семь человек в каждой, включая «наивного субъекта». Обнаружилась примерно та же картина, что и в экспериментах Аша. Около трети «наивных субъектов» продемонстрировали свою подверженность групповому давлению. При этом девочки оказались на 10 % конформнее мальчиков. С возрастом степень конформности уменьшалась и становилась постоянной к 15–16 годам.
Помимо внешней конформности человеку свойственно проявлять внутреннюю конформность – интернализация. Это когда человек принимает мнение общества за свое собственное. Доказано, что даже тогда, когда человек проявляет негативизм в отношении норм одной группы, это не является показателем его самостоятельности. Так как часто за противостоянием одной группе стоит следование принципам другой. Неудивительно.
Так как в одном из исследований, проведенных в Национальном Университете Мексики, было выявлено, что близкие люди влияют друг на друга не только вербально, но и невербально. А точнее – мы «перенимаем» мысли людей, окружающих нас. Замечали ли вы, что в вашем общении с друзьями или родственниками случаются акты «телепатии» - когда вы говорите то, что задумал другой или наоборот? Это еще одно подтверждение того, что мы невольно сонастраиваемся на мышление, ценности, вкусы людей, которые нас окружают.
В исламских текстах мы также встречаем указания на важность выбора круга общения. Например, в суре «Кахф», в которой повествуется о юношах, которые вопреки языческому обществу, уверовали в Единого Творца, в одном из аятов сказано: «Если вы удалились от них и от того, чему они поклоняются помимо Аллаха, то укройтесь в пещере и ваш Господь распространит на вас Свою милость и сделает ваше дело легким» (аят 16, сура «Пещера») В другом аяте Всевышний говорит: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (аят 28)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи). Примечательна также история одного грешника, который убил 99 человек. Он решил покаяться, и придя к монаху, спросил, есть ли у него возможность. Тот, узнав о его злодеяниях, ответил отрицательно. За это тот грешник убил и этого монаха. Затем он отправился к другому человеку и спросил, может ли рассчитывать на милость и покаяние тот, кто убил 100 человек.
Тот ему ответил: «Да! Разве есть препятствие между ним и покаянием?! Отправляйся туда-то, там люди, поклоняющиеся Богу [они не совершают явных и очевидных грехов из трепета пред Богом и желания быть счастливыми в обоих мирах]. Поклоняйся Богу вместе с ними [и перенимай все хорошее]. Не возвращайся на прежнее место, оно — сосредоточение греха!» Казалось бы, достаточно объяснить, что у него есть шанс покаяться, но мудрец не стал ограничиваться только этим. Он наказал ему отправиться жить в другое место, другое общество – общество поклоняющихся Богу.
Таким образом, мы сталкиваемся с фактом – общество влияет на нас, и порой так незаметно, что мы принимаем общественные устои за свои собственные. И потому… приглядись к своему кругу, ведь каждый из них – часть тебя самого.
Ася Гагиева