О том, что свидетельство двух женщин равно свидетельству одного мужчины, говорится в Коране:
«Берите двоих из ваших мужчин в качестве свидетелей. Если нет двух мужчин, то из приемлемых вами свидетелей могут быть также один мужчина и двое женщин. Если одна ошибется, другая напомнит» (Сура «аль-Бакара», аят 282).
Трактуя эти слова как признак слабости ума женщин, многие могут не только ошибиться в понимании смысла, но и оскорбить верующих сестер. Хотя те же доводы, как из хадисов, так и из Корана показывают, что приравнивание свидетельства одного мужчины словам двух женщин является исключением, а не правилом. Правилом является наличие двух свидетелей.
В Коране, в вопросе относительно обвинения в прелюбодеянии свидетельство мужчины приравнивается к свидетельству женщины:
«А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жен в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре свидетельства Аллахом о том, что он говорит правду, и пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжет. Наказание будет отвращено от нее, если она принесет четыре свидетельства Аллахом о том, что он лжет, и пятое о том, что гнев Аллаха падет на нее, если он говорит правду» (Сура «ан-Нур», аяты 6-9).
В других аятах, касающихся свидетельств и свидетелей, также не делается различий между женским и мужским свидетельством. Например:
«О вы, которые уверовали! Свидетельством между вами, когда предстанет к кому-нибудь из вас смерть, в момент завещания должны быть двое справедливых из вас (из верующих) или два других (неверующих) не из вас, когда вы странствуете по земле и вам постигнет несчастие смерти» (Сура «аль- Маида», аят 106).
В Бухари говорится:
«Укбе бин аль Хариса был женат на дочери Абу Ихаба Умми Яхъя. Укба рассказывает: «Пришла одна чернокожая рабыня и сказала (мне и моей жене): «Я вас обоих кормила грудью». Я рассказал об этом Посланнику. Он отвернулся от меня. Я обошел его и повторил снова. Он сказал: «Как быть? Рабыня говорит, что она кормила вас обоих». Затем он запретил брак с этой женщиной» (Шахадат, 13).
Что касается хадиса про «недостаточность ума», то в арабском языке тем же словом, что и "ум", обозначается слово "знание". Так как женщины не всегда интересуются правовыми вопросами, то в таких вопросах (аят о долге, например) действительно нужно свидетельство не одной женщины. Всевышний говорит: «если одна ошибется, другая напомнит» (Сура «аль-Бакара», аят 282).
Ответом на вопрос могут послужить исследования нейрофизиологов Университетского колледжа в Лондоне. Группа ученых проводила исследования, в которых изучала способность людей к сопереживанию.
На первом этапе участники играли в игру с двумя людьми (два актера, один из которых должен быть вести себя как мошенник, другой – играть честно). В процессе игры у 32 участников (16 мужчин и 16 женщин) сформировалось мнение о каждом из игроков. О первом - как о добропорядочном человеке, о втором - как об эгоисте и мошеннике.
На втором этапе участникам показывали, как оба эти игрока испытывают боль, и одновременно у них снимали томограмму мозга.
Что же получили исследователи в итоге? Честному игроку сочувствовали и мужчины, и женщины. В центрах боли мозга фиксировалась активность. Когда участники наблюдали за страданиями мошенника, ему сопереживали почти все женщины. А мужчины – нет, их данные не показали никакого сочувствия к «эгоисту». Более того, вместо болевых центров у большинства мужчин активизировался центр «награды», они испытывали злорадство или чувство мести.
Основываясь на этом эксперименте, подтвердившем представления о милосердии женщин и мстительности мужчин, исследователи сделали вывод, что именно поэтому испокон веков в роли судей и палачей, там, где женщина могла бы проявить сострадание и постараться уладить конфликт, выступали мужчины.
А Всевышнему известно об этом лучше.
Ася Гагиева
Также по этой теме читайте: