С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«О рабы Мои, которые преступили против самих себя,
не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает
все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный»
Коран
Согласно преданию пророку Адаму, мир ему, было предначертано 1000 лет жизни, но по истечении 960 лет к нему явился ангел смерти. Удивленный Адам произнес: «Но ведь я должен прожить еще 40 лет!». Однако ангел смерти напомнил о том, что он подарил 40 лет своей жизни пророку Дауду, мир ему. Но Адам все отрицал. Спустя много лет последний Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом: «Адам отрицал, поэтому дети Адама отрицают; Адам ошибался, и его дети ошибаются».
Для многих из нас является естественным и оправданным негативное отношение к собственным ошибкам или поступкам, которые мы считаем неправильными. Такое резко негативное отношение не позволяет нам видеть положительных сторон этих событий и использовать их на пути достижения благополучия.
Давайте рассмотрим некоторые позитивные стороны наших ошибок, чтобы мы могли брать из них максимум пользы, а не только сожаление и упреки самим себе.
1. Возможность покаяния
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый сын Адама ошибается, но лучшие из ошибающихся – кающиеся». Человек не может избежать ошибок и промахов, порой он в своей слабости и невежестве совершает даже то, что никогда не приходило к нему на ум и никак не сходится с его общим портретом. Но «хороший» мусульманин отличен от «плохого» не тем, что не совершает ошибок, а тем, что после совершения их вновь возвращается в границы Всевышнего. Слово «покаяние» в арабском языке звучит как «тауба» и переводится как «возвращение». Кающийся – это тот, кто перешел границы дозволенного, но затем снова возвращается в их пределы. В Коране Всевышний сказал: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся».
2. Увеличение ризка (удела).
В Коране сказано: «Молите Господа вашего о прощении, ибо поистине, Он – Прощающий! Он ниспошлет вам с неба обильный дождь. И поддержит вас имуществом и сыновьями, и устроит для вас сады и реки». Имам Ибн Касир сказал об этом аяте: «Это значит: если вы будете просить Его о прощении и станете повиноваться Ему, удел ваш будет обильным, и Он ниспошлет вам дары с неба, и взрастит для вас дары земли…»
3. Возможность «обрадовать Всевышнего».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда он неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне». Перед Всевышним грех, в котором ты раскаялся, лучше, чем благое деяние, которым ты возгордился и отдалился от Аллаха. Наверно, поэтому покаяние приносит радость и облегчение души и самому верующему.
4. Обратная связь.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если бы вы не грешили, Аллах бы вместо вас создал людей, которые бы грешили и просили прощение у Аллаха и Он прощал бы им».
Ошибки – это один из путей обучения. Психологи советуют относиться к ним как к активному поступку, а к их последствиям – как к материалу для анализа возможностей и ресурсов. Как говорится в поговорке «Не ошибается только ленивый».
5. Познание хорошего и плохого.
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Уменьшится связь Ислама петля за петлей (или распустится веревка Ислама петля за петлей), по причине того, что расти будут люди в нем, не постигшие джахилии». Тот, кто совершил грех или ошибку, а затем осознал это, более осведомлен в умении различать добро и зло.
Один исламский ученый сказал о словах Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Кто познал плохое (зло) и попробовал его, потом после этого познал хорошее (добро) и попробовал его, будет знать хорошее и полюбит его. А кто познал плохое и ненавидит его, совершеннее того, кто не познал ни зло, ни добро и пробует их. А кто знает только дорбо, то он даже не поймет, если придет к нему зло, что это зло, и тогда или попадет в него, или не будет его порицать так, как тот, который знает, что это зло».
Всевышний милует тех, кто оступился, а затем снова вернулся к благому: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?»
Упоминание о положительных сторонах ошибок не есть призыв совершать их. А наоборот – это призыв поддерживать дух в неприятной ситуации, сохранять надежду на милость Аллаха, а также открывать новые пути для достижения Его милости. В том числе и через исправление совершенных грехов, и посредством работы над своими ошибками.
Ася Гагиева