О справедливости в исламе: виды, последствия, значение
В Коране Всевышний говорит: «Будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 9). Это не единственный аят, в котором Всевышний призывает верующих придерживаться справедливости. Например, в суре «Пчелы» («Ан-Нахль») также говорится: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помянете назидание» (аят 90).
Передают со слов Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, передал, что его Всемогущий и Великий Господь сказал: «О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»
Виды справедливости:
- Справедливость в спорах. Рассказывают, что однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли двое ансаров, чтобы он рассудил их. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предупредил их: «Когда вы приходите ко мне и просите, чтобы я рассудил вас, один из вас может изложить свои доводы более убедительно, чем другой, и, исходя из услышанного, я приму решение в пользу более красноречивого. Однако если я незаслуженно присужу одному то, что по праву должно достаться другому, то тем самым я присужу ему часть адского пламени». Тогда те двое раскаялись, и каждый поступил по справедливости по отношению к другому.
- Справедливость в соблюдении меры. Всевышний Аллах говорит: «Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (сура «ар-Рахман», «Милостивый», аяты 7-9). Шуайб, мир ему, говорил людям Мадьяна: «О люди! Наполняйте весы сполна и соблюдайте меру, и не обесценивайте дела (доброту) людей, и не совершайте нечестия, как люди былых времен».
- Справедливость в многоженстве. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день со склонившейся частью тела!» (Абу Дауд, ан-Насаи). Сам он был справедлив и терпелив в отношении каждой из них, и соблюдал их право даже в поездках. Аиша, да будет доволен им Аллах, рассказывала: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собирался в поездку, он бросал жребий между своими женами и брал с собой ту, на которую выпадал жребий» (Бухари, Муслим).
- Справедливость в отношениях между детьми. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды, один человек сидел рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и к нему пришёл его сын, которого он взял, поцеловал и усадил на своё место. А когда пришла его дочка, то он взял её и усадил рядом (не поцеловав). Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Ты не проявил справедливости между ними!» (аль-Байхаки). Ибрахим ан-Нахаъи говорил: «Они (сподвижники) любили проявлять равенство между детьми даже в количестве поцелуев» (ибн аль Мубарак.ю Ибн Аби ад-Дунья).
- Справедливость в даче показаний. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом» (сура «аль-Ан1ам», «Скот», аят 152). Давать свидетельства о том, чего ты не видел, не слышал, то есть о том, о чем у тебя нет ясного знания или давать ложные показания относится к числу больших грехов. Сообщается, что Абу Бакра Нуфай бин аль-Харис, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Не сообщить ли вам о том, что (относится к числу) тягчайших грехов?», — (повторив свой вопрос) трижды. Мы сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда) он сказал: «Это — многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям». (Говоря это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, полулежал) опираясь на руку, а потом он сел и сказал: «И, поистине, это — ложь и лжесвидетельство!», — и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: «О если бы он умолк!» (Ахмад, Бухари, Муслим)
Последствия справедливости:
- Справедливость дает ощущение безопасности и защищенности людям любого положения, состояния.
- Справедливость укрепляет братские узы, любовь и милосердие между людьми.
- Справедливость является препятствием для распространения тирании, давления и жестокости. Она является основой защиты прав, достоинства и чести людей.
Последствия несправедливости в Судный день
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил и о последствиях несправедливости. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком» (Ахмад, Бухари, Муслим). Это мрак потери благих дел, мрак приобретения чужих грехов, потому что Аллах в Судный день уравняет права между притеснителем и притесненным, и первому придется восстановить ущемленные права второго, либо отдав ему свои блага, либо взяв у него его грехи. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто поступил несправедливо в отношении брата своего в том, что касается его чести или чего-то другого, то пусть избавится от этой несправедливости сегодня, до того, как динары и дирхемы потеряют свою ценность. И тогда, если найдутся у него добрые дела, они будут изъяты по мере его несправедливости, а если у него не найдётся добрых дел, то будут взяты грехи притеснённого им человека и возложены на притеснителя» (Бухари).
Ася Гагиева
Читайте также:
-
Лечение аятами
В трудные минуты мусульманин часто обращается к Аллаху, так как уже другой надежды никакой нет. Аллах дал нам молитву (аят), которая выражает желание человека помочь немощному. Ведь могущество Всевышнего – надежда и сила отчаявшегося человека.
-
В Судный день переложить ответственность на шайтана не удастся
Когда дело свершится, сатана скажет: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне». Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания». (Сура «Ибрахим», аят 22)
-
Зачем Аллах подвергает трудностям и испытаниям своих любимых рабов?
Аллах Всевышний никогда не возлагает на своего раба того, чего тот не в силах вынести, в аяте: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакара 2/286), подчеркивает эту истину. Верующий в Коран, должен верить и в эту истину.
-
Почему 'Ид аль-Фитр отмечается в разных странах в разные дни?
Почему Ураза-байрам в разных странах и даже регионах России отмечается в разные дни. Например, в 2016 году у нас в Татарстане (а также к примеру в Турции, Малайзии, Босния и Герцеговина, Албания и т.д.) отмечали Ураза-байрам 05.07.2016г. А в таких странах как Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ - 06.07.2016г. (некоторых регионах РФ также отмечают сегодня 06.07.2016г. - Чечня, Дагестан, Адыгея). Т.е. по факту получается разница в 1 день. У правильно ли поступают мои товарищи (из Татарстана), которые 05.07.2016г. держали уразу, ориентируясь на богословов Саудовской Аравии, где Ураза-байрам 06.07.2016? Заранее благодарю за ответ.
-
Тайна смерти, скрытая в Коране
Каждого человека на земле объединяет то, что каждый из нас, независимо от пола, состояния, положения и других достижений, умрет, оставив этот мир, перейдет в вечный мир, где и начнется его истинная жизнь. Поминание смерти является одним из благих деяний, рассматриваемых как поклонение. Часто поминающий смерть и вечную жизнь, осознает своем истинное положение, становится ближе к своему Творцу и более старательным в поклонении. Чем больше человек осознает, что его ожидает спрос после смерти, тем более совершенным он старается сделать эту жизнь.
-
«Если два человека умрут, будучи обиженными друг на друга, то они не войдут в Рай»
Правда ли то, что если два человека долгое время обижаются дуг на друга, то они оба войдут в Ад? И может ли вообще мусульманин обижаться на своего брата по вере?
-
"Аллах гневается на своего раба из-за трех вещей..."
Один из мудрецов сказал: «Жизнь каждого человека делятся на четыре этапа: жизнь в этом мире; жизнь в могиле; жизнь в месте, где будут собраны все люди в день Воскресения для отчёта; и вечная жизнь в раю или в аду».
-
Древний Казанский кремль: где находился таджикский овраг?
Андрей Курбский, ближайший соратник Ивана Грозного, участвовавший в захвате Казани в 1552 году, описывая последний день приступа города, написал...