Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу». (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Хаким, аль-Байхаки)
В другом хадисе говорится: «Пример праведного друга и плохого, подобно продавцу мускуса и раздувающему кузнечный мех. Что касается продавца мускуса, то либо он сделает тебе подарок, либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мех, то либо он прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние» (Бухари, Муслим).
Справедливость высказываний Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подтверждается не только опытом, но и научными исследованиями. Так, в результате исследования, проведенного Институтом спинного и головного мозга в Париже, выяснилось, что люди могут «заражать» друг друга такими качествами, как благоразумие, терпение и трудолюбие (и наоборот – безрассудство, нетерпение и лень). Руководитель проекта Жан Паризо так высказался о роли этих черт в жизни человека: «Благоразумие позволяет людям избегать самых больших рисков. С помощью этой черты вы предпочитаете выбрать более адекватное вознаграждение, отказавшись от большого, но рискованного достижения. Нетерпение хоть и предусматривает небольшую задержку в достижении результата, но борется с сильным желанием получить награды здесь и сейчас. Ну а ленивые люди – это те, кто думают, что потенциальный выигрыш не стоит ни единого их усилия».
Суть эксперимента заключалась в том, что людям предлагалось сыграть в экономическую игру. На первом этапе они должны были делать самостоятельные выборы по тем или иным заданиям. На втором этапе они должны были спрогнозировать, как поступит их «компаньон», роль которого по секрету от участников выполняла компьютерная программа. На этом же этапе участникам сообщалось, правильно ли они спрогнозировали действия другого. На третьем этапе им предстояло снова сделать самостоятельный выбор, но… оказалось, что мнение участников после второго этапа менялось, и они подстраивали свои решения под действия своих «компаньонов». Другими словами, они как будто заражались идеологией, если так можно сказать, тех, с кем они взаимодействовали.
Объяснить феномен социального заражения или взаимовлияния можно и фактом наличия у нас зеркальных нейронов, открытых в 90-х годах прошлого века итальянским нейрофизиологом Джакомо Ризолатти.
Зеркальные нейроны – это нейроны головного мозга, которые активизируются не только когда человек совершает действие, но и когда он только наблюдает за ним. Зеркальные нейроны способствуют подражанию, эмпатии, пониманию других людей. Благодаря зеркальным нейронам человек может бессознательно обучаться, имитировать чужое поведение и следовать психологии толпы. Они ответственны за понимание чужих чувств и намерений. И они фактически «внедряют» в нас разум другого человека, способствуя социальной адаптации.
Таким образом, человек автоматически, на бессознательном уровне копирует поведение, чувства, поступки других людей. Желая того или нет, он набирается у окружающих их опыта. Может быть, поэтому праведники говорили: «Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество».
Собственное благоразумие и благие стремления не спасут человека от вреда плохой компании. Незаметно для себя сначала у него исчезнет критичность к плохому, потом начнут меняться убеждения, а за этим – поведение и характер. Человек более пластичен, подвержен влиянию, чем хотелось бы думать. Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от друзей-«кузнецов» и побуждал к дружбе с благочестивыми людьми. Имам аль-Хаттаби сказал: «Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты не доволен».
И Лукман аль-Хаким считал, что после веры в Аллаха самое важное – это праведный друг: «О мой сын, первое, за что ты должен ухватиться после веры в Аллаха – это правдивый, праведный друг. Поистине, подобие его – подобие дереву. Если сядешь под ними, оно укроет тебя в своей тени, его плоды накормят тебя, даже если ты не возьмешь от него пользы, то оно не навредит тебе». («Наставление сыну»)
Ася Гагиева