В наше время среди мусульман нередко распространяются сообщения с призывом к той или иной религиозной практике в виде поминания, молитв, азкаров. Обычно они сопровождаются информацией о том, какую награду человек получит за чтение и дальнейшую передачу сообщения. В качестве награды может упоминаться прощение грехов, определенное число благодеяний или беспрепятственное вхождение в Рай. Конечно, среди таких сообщений есть как выдуманные, ложные истории, так и те, которые основаны на хадисах из авторитетных сборников хадисов.
При всей привлекательность, духовной пользы и легкости этих практик верующий не должен забывать о том заблуждении, в которое соблюдение (только лишь) этих практик может ввести…
Нужно отметить, что быть мусульманином значит не только иметь определенные убеждения, соблюдать мусульманскую религиозную практику, но значит и обладать определенными нравственными качествами и совершать благие дела. Можно ли рассматривать личность мусульманина в отрыве от качества его конкретных дел, отношений, с которыми он связан с другими людьми и с обществом в целом? В некоторых хадисах говорится о том, что практика не спасает человека, если он не проявляет хорошего нрава, если его религиозность не отражается на его личности и отношениях с другими.
Так, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается хадис, что «однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел человек и сказал об одной женщине: «О Посланник Аллаха, такая-то…», и он рассказал, как много она молится и раздает пожертвований, но обижает соседей своим острым языком. На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Она будет в Аду».
Тогда тот человек сказал про другую: «О Посланник Аллаха, а такая-то?..», и рассказал о том, что она мало постится, мало раздает пожертвований и молится, но она дает сыр в качестве пожертвования и не обижает своих соседей своим языком». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Она будет в Раю» (Ахмад)
Среди мусульман не исключены случаи, когда верующий соблюдает религиозную практику, следуя помимо обязательных дополнительным практикам, проводя много времени в мечети, набирая религиозные знания и стараясь делиться ими с другими, но при этом он может не соблюдать права своих ближних, не обеспечивать семью (если речь идет о мужчине), обижать и насмехаться над другими. При якобы внешнем исламском образе жизни характер и отношения с людьми у этого человека не имеют даже намека на Ислам.
Самым печальным в этом становится то, что верующие такого типа могут игнорировать эту сторону своего поведения, и следовательно не стремиться изменить что-либо в своих делах. Их слепота в отношении того вреда, который они могут причинять другим, может быть обусловлена их довольством по причине их религиозной активности. Множество молитв, дополнительные посты и некоторые знания могут вводить их в заблуждение относительно самих себя, своих «мирских» проявлений. Есть хадис, в котором упоминается о таких людях.
Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущим среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества» Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) — этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад!» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)
Смысл этого хадиса-напоминания в том, что религиозное усердие не должно вводить верующего в заблуждение относительно себя, и стараясь преуспеть в одном, он не должен забывать о правах и обязательствах перед другими.
Ася Гагиева