С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Однажды пожилая женщина, слушавшая на исламском радио проповедь о почтении к матери, повернулась ко мне и, негодуя, спросила: «Вот все они говорят о том, что дети должны дать своим родителям. Но почему никто не говорит о том, что родители должны дать своим детям?!» Я тоже задумалась над этим, но, так и не найдя ответа и смирившись с тем, что в этом может быть глубокий смысл, пока недоступный мне, оставила этот вопрос закрытым.
Пока сфера, в которой больше всего говорится об обязанностях родителей в отношении детей – это психология. Но и психологи немало говорят о значительном влиянии отношений с матерью на личность и развитие человека. Основная тема жалоб и проблем на психологических консультациях - это проблемы с родителями. Что значит «проблемы»? Недовольство их воспитанием, уровнем образования, финансов, злость, гнев, нетерпение, обиды и претензии, пренебрежение и порой даже ненависть к матери или отцу. Когда такой человек говорит, красной нитью разговора идет мысль, что родители ему должны были многое, но дали совсем мало, и, как следствие, получили вот такое неприязненное отношение ребенка. Для верующего это имеет еще более особенное значение в силу пророческих наставлений и приказов Всевышнего.
Вспомним, например, случай, когда мать одного из сподвижников Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Саида ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, который рассказал: «Услышав о том, что я принял Ислам, моя мать страшно разгневалась, а к ней я испытывал самую нежную сыновнюю любовь. Подскочив ко мне, она воскликнула: «Послушай, Саад, что это за религия, которую ты принял, отказавшись от религии своих родителей? Клянусь Аллахом, немедленно брось эту свою новую религию, а не то я перестану есть и пить, пока не умру! Твоё сердце разорвётся от скорби по мне, тебя захлестнёт мучительное отчаяние за то, что ты натворил, а все люди до конца дней будут стыдить и упрекать тебя».
— Прошу тебя, не делай этого, о мама! — воскликнул я. — Я ни при каких обстоятельствах не откажусь от своей религии. Тем не менее, мать исполнила свою угрозу, полностью отказавшись от приёма пищи. Шли дни, она ничего не ела и не пила, становясь измождённой и истощённой, теряющей всё больше сил. Я ежечасно приходил к ней, упрашивая и умоляя её немного поесть и попить, чтобы поддержать свои силы, но всякий раз она категорически отвергала мои просьбы, снова и снова давая клятву в том, что не будет есть и пить, пока не умрёт, или же пока я не откажусь от своей религии. Тогда я сказал ей: «О мама, как бы сильно я ни любил тебя, моя любовь к Аллаху и Его Посланнику ещё сильнее. Клянусь Аллахом, даже если бы у тебя и была тысяча душ, и ты бы тысячу раз умирала, я никогда не оставлю свою религию».
Осознав, насколько я твёрд и серьёзен в своём убеждении, мать смирилась и с отвращением поела и попила».
Однако Всевышний Аллах ниспослал в связи с этим следующий аят:
«Но если они принуждают тебя, дабы заставить тебя приобщать ко Мне то, о чём ты не знаешь, не повинуйся им. Будь добрым другом им в мирских делах, но следуй по пути тех, кто обратился ко Мне...»
Если этому сподвижнику, одним из первых принявшему Ислам, было дано наставление с упреком в его жесткости с матерью, то что можно сказать о тех, кто огорчает своих родителей по причине мирских неурядиц. Например, по причине того, что они «не устроили в престижный вуз» или «не купили то самое платье». Даже многие из тех, кто вроде бы стремиться жить по Сунне, часто обижают своих матерей, ссорясь с ними на почве религиозных разногласий и к тому же оправдывают свою грубость тем, что «родители – заблудшие и нечестивые», а они – усердные мусульмане.
Так что можно сказать об их религии или об их понимании религии, если они посредством ее не укрепляют, а наоборот, разрывают родственные связи? Плохому отношению к родителям нет оправдания, ни мирского, ни религиозного. Когда к Посланнику Алллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратилась женщина-мусульманка с вопросом, можно ли ей общаться со своей матерью-язычницей, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал ей на это разрешение.
В одном из хадисов говорится: «Перед тем, кто просыпается, а оба родителя им довольны, открываются две двери Рая, а также, когда он засыпает. А если у него один родитель, то одна (дверь). Даже если они несправедливы, даже если они несправедливы, даже если они несправедливы. А перед тем, кто просыпается, а оба родителя гневаются на него, открываются две двери Ада, и также, когда он засыпает. А если у него один родитель, то одна (дверь). Даже если они несправедливы, даже если они несправедливы, даже если они несправедливы».
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Благодари Меня и своих родителей…» Легко быть благодарным и любящим, когда твои родители понимают тебя, поддерживают, стараются угодить и любят. Но если они не религиозны, не заботливы, грубы, эгоистичны и жестоки? Значит ли это, что нужно равняться на них – быть таким же эгоистичным, несговорчивым, жестоким в ответ? Так может поступать только невежда, не понимающий своих обязанностей перед своими родителями. Так может поступать только глубоко неблагодарный человек, не понимающий дара жизни и безусловной ценности родителей.
Возможно, родители не так хороши, как нам хотелось бы, возможно, они не оправдывают наших ожиданий, но, в любом случае, нужно помнить, что это самые главные люди в нашей жизни. Благодаря им мы получили самый главный дар, без которого не имеют смысла остальные прелести миров – мы получили дар жизни. Мы можем соглашаться с их важностью или протестовать против этого, но нам не под силу изменить законы Всевышнего. Поэтому в интересах каждого человека, особенно верующего, научиться быть благодарным своим родителям, оказывать им почет, уважение и строить добрые доверительные отношения с ними.
Ася Гагиева