Вопреки расхожему представлению о насильственном характере принятия Ислама многими людьми, такой переход к Исламу не имеет под собой канонического основания. Это мнение противоречит принципу свободы вероисповедания и ответственности за свои дела. Рассмотрев подробней аяты Корана о выборе истинного пути, мы убедимся в этом.
Всевышний Аллах отправлял пророков и посланников с одной миссией – показать людям истину и предупредить их. Никто из них не был послан для насильственного распространения веры. Да и можно ли заставить человека верить?.. Ведь вера – это убежденность сердца, которая может возникнуть вследствие размышлений, созерцания знамений, но не под давлением страха. Можно принудить человека к действиям или словам, но страх – это не то, что рождает веру. Вера, наверно, - это то, что можно назвать дитем свободы.
Всевышний дал каждому человеку возможность отличить истину от лжи и сделать свой выбор между ними. В Коране Аллах говорит:
«Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (сура «аль-Кахф», «Пещера», аят 29)
В другом аяте подчеркивается, что расспрос, вознаграждение или наказание за веру или неверие является делом только Творца. Нет в нем упоминания о человеческой каре за чье-либо неверие и необходимость принуждать кого-либо:
«У того, кто молится наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (сура «аль Муъминун», «Верующие», аят 117)
О том, что отчитываться за свое неверие человеку придется только перед Творцом, говорится и в следующем аяте:
«А тех, кто отвернется и не уверует, Аллах подвергнет величайшим мучениям. К Нам они вернутся, и затем Мы потребуем у них отчета» (сура «аль Гашийя», «Покрывающее», аяты 23-26)
Миссией же последнего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как и предыдущих посланников, была лишь передача откровения и призыв, но не принуждение и насилие. Как сказано в Коране:
«…на тебя возложена только передача откровения, а Нам надлежит предъявить счет» (сура «ар-Рад», «Гром», аят 40)
И «центральным» аятом этой темы является второй аят суры «аль Бакара», «Корова», в котором говорится:
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах - Слышащий, Знающий».
Как говорится в комментарии к аяту: «Это откровение подчеркивает совершенство Ислама, который благодаря своим безупречным доказательствам и ясным знамениям, является религией разума и знаний, непорочного естества и мудрости, праведности и наставления, истины и верного руководства. Благодаря своему совершенству и полному соответствию человеческому естеству, ислам не нуждается в принуждении.
Обычно принуждают к тому, к чему человеческие сердца испытывают отвращение, что противоречит истине и не подтверждается очевидными доказательствами и знамениями. Что же касается мусульманской веры, то отвергают ее только упорствующие беззаконники. Разница между прямым путем и заблуждением очевидна, и никто не сможет привести убедительное оправдание своему выбору, если он отвергнет прямой путь и откажется следовать истине»
Что касается завоеваний мусульман, то их нельзя воспринимать как войну ради принуждения. Это были освободительные войны, целью которых была защита собственного государства и освобождение угнетенных народов от тиранов и деспотов, правивших ими.
Нет ни одного свидетельства о том, что мусульмане после освоения новых земель принуждали их жителей к новой религии. Напротив, их церкви, синагоги, молитвенные места, исторические памятники согласно военному кодексу, учрежденному Умаром, должны были быть нетронутыми. Однако же большинство этих людей сами стремились к Исламу, не из страха, а из восхищения справедливостью, честностью, надежностью мусульман.
Ася Гагиева