В одном из хадисов говорится, что лучшее, что может дать родитель ребенку – это хорошее воспитание. Но что такое хорошее воспитание? Заключается ли оно в наставлениях и прививании страха? Или в суровых наказаниях и угрозах? Нет. Воспитание – это нечто большее, чем слова.
И своим примером и отношением родитель учит ребенка больше, чем словом. Определенные поступки родителей могут невольно заложить основы того или иного паттерна поведения. И не зная о влиянии своих поступков, родитель может невольно «вложить» то, что затем откликнется в поведении ребенка не самым приятным образом. Перечислим некоторые из правил или закономерностей подобного воспитания.
1. Ребенок может быть скрытным, если… Родитель часто «делает из мухи слона».
Увидев это несколько раз, ребенок может опасаться, что даже безобидная по его мнению мелочь может вызвать чрезмерную реакцию со стороны родителя. И потому ему легче скрывать происходящее, чем рисковать своим и родительским эмоциональным спокойствием
2. Ребенок может обманывать, если... Родители слишком сильно ругают его за проступки.
Всем свойственно ошибаться и совершать проступки. Дети не исключение. И если они увидят, что за их ошибки их наказывают слишком сильно или заставляют их чувствовать себя очень плохими и недостойными, то при следующем случае они предпочтут «пожертвовать правдой», чем снова терпеть несоразмерность проступка и последствий.
3. У ребенка может возникнуть страх и нежелание постоять за себя, если… Родители или старшие отчитывают или делают замечания ребенку на людях.
Дисциплинарных поучений следует избегать даже перед близкими друзьями, сиблингами и родственниками ребенка. Это заставляет его чувствовать себя незащищенным, уязвимым. Тогда ему сложнее отстоять себя, дать отпор обидчикам. О поведении, этикете и других вещах, которые могут болезненно восприняты, следует говорить наедине, чтобы не вызывать у ребенка стыд перед другими.
4. Ребенок может проявлять чрезмерный страх и трусость, если… Родители сами часто ведут себя испуганно в отношении ребенка. Например, если они тревожно следят за тем, куда он идет, чем занимается, с кем играется, что трогает и тд.
Тревожность родителя передается ребенку в виде страха – убеждения, что обязательно должно произойти что-то опасное. При таком убеждении даже малейшие перемены воспринимаются с большим страхом. В этом случае родителю стоит дать ребенку больше пространства для его самостоятельности, «изучению жизни».
5. Если ребенок не уважает чувств других, то это может быть потому что… Родитель чаще приказывает ему и редко слушает мнение ребенка.
Неуважение к его чувствам проявляется в нем неуважением к чувствам других людей. По цепочке.
6. Если у ребенка проблемы с самооценкой, причиной может быть то, что… Родитель чаще дает ему советы и наставления, чем поддерживает и воодушевляет.
Чрезмерность в наставлениях и инструкциях формирует у ребенка мнение, что сам он не способен решать никакие вопросы без внешней поддержки. Это ущемляет его в самоуважении. Поэтому нужно чаще хвалить и поддерживать ребенка, чем критиковать и окружать контролем.
7. Если ребенок часто гневается, то причиной может быть то, что родитель его мало хвалит.
Недостаток поддержки и позитивных родительских отзывов в той форме и в том объеме, в котором нуждается ребенок, ущемляет его потребность в признании. Поэтому важно отмечать позитивные моменты поведения ребенка и даже говорить о его значимости просто так. Ребенку очень важно, чтобы хоть немного его любили просто за то, что он есть. Это укрепляет, вдохновляет и успокаивает его.
8. Если ребенок проявляет зависть к другим, то может быть потому что… Родители часто сравнивают его самого или его успехи с достижениями других детей.
Это учит ребенка тому, что его действия неважны, если они не превосходят успехов других. Нужно отмечать достоинства и ошибки ребенка не сравнивая их с другими. Иначе его можно обречь на пожизненное беспокойство (от зависти), ведь всегда будет тот, кто что-то делает лучше…
9. Если ребенок груб, то причиной может быть то, что… Грубы его окружающие.
Дети повторяют манеру разговора, общения с другими за родителями. Для них родители – это пример, который он не рассматривают критически. Так, по тому, как ведет себя ребенок с другими, можно понять его семейную атмосферу и взаимоотношения родителей.
Говорят, набор основных решений ребенка формируется уже к пяти годам. Это значит, что ошибки родителей, совершенные в этот период, могут отразиться на всей жизни их чада. Поэтому прежде чем приступить к воспитанию другого, родителям важно научиться понимать себя и влияние их поступков, слов, поведения на маленького человека. Как сказал Абу Бакр аль Ахнаф Муавие, рассерженному на своего сына:
«Дети – плод наших сердец и опора наших спин, мы для них – земля под ногами и небо над головой. С их помощью мы решаем важные дела. Если они просят – дай, если гневаются – постарайся умилостивить их, тогда они отплатят тебе привязанностью и сильной любовью. Не будь для них тяжким грузом, тогда им опостылеет твоя жизнь, они станут желать твоей смерти и ненавидеть твою близость».
Муавия на это сказал: «Ахнаф! Когда ты вошел, я был полон зла и ненависти к моему сыну Язиду». А когда Ахнаф ушел, он смягчился к Язиду и отправил ему двести тысяч дирхемов и двести платьев. А Язид отправил Ахнафу сто тысяч дирхемов и сто платьев, отдав ровно половину».
Минутная мудрость и доброта к детям могут предотвратить годы сожалений и печали, как для ребенка, так и для его родителя.
Ася Гагиева