Испытание – это неотъемлемая часть жизни, роста и… благополучия. Несмотря на боль и печаль некоторых несчастий, трудностей, сложностей, они приносят взамен нечто, чью ценность человек может осознать со временем – когда первые волны расстройства улягутся и события отдалится. Поэтому некоторые мудрецы говорят: «Когда тебя постигает нечто неприятное, не спрашивай «за что?», а спроси «для чего?»
Что говорит Ислам об испытаниях? В Исламе они представлены как ступеньки на пути к счастью человека, его очищению. И согласно одному из мнений, испытания ниспосылаются для нескольких целей (благ)…
1. Наставление на прямой путь
Многие наверняка замечали, что моменты трудностей – это ключевые моменты, в которых происходит «сдвиг сознания», принятия новых решений. Часто именно страдание или боль заставляют нас оценить свои поступки по-новому, «выровниться», заставить себя действовать соответственно совести и прочертить морально-нравственные ориентиры. Как сказано в Коране:
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (сура «ар-Рум», «Римляне», аят 41).
2. Очищение от грехов
Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь (или) даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это (что-нибудь) из его грехов». (Бухари, Муслим).
Возможно, многие из испытаний стирают с наших сердец следы тех грехов, в которых мы никогда бы додумались покаяться самостоятельно…
3. Защита от более тяжких последствий
Есть такая поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это отражает одно из благ испытаний – то, что они «предотвращают» более тяжкие события. Например, один из мальчиков, потерявших родителей в детстве, утверждал, что беззащитность дала ему мотивацию быть ответственным, надежным и упорным в достижении успеха.
Авария и потеря ног кому-то «помогли» обратиться к духовной стороне жизни, заняться вопросами смысла, принесения пользы, участия в конструктивных процессах взамен его разгульного и безшабашного образа жизни. Кто-то говорил, что потеря работы наконец помогла ему заняться тем, что он действительно любит и провинуться в этом. Конечно, первое впечатление от испытаний – это шок и отчаяние, но со временем произрастают семена их обратной стороны.
4. Возможность узнать и понять себя
Суфии говорили: «Кто познал себя, тот познал Господа». В Коране сказано: «Тот, кто потерял себя, никогда не уверует». Чтобы не потерять связь с Творцом, человеку важно оставаться «на связи» с собой, знать и понимать себя. В этом могут сослужить хорошую службу испытания – так как во время трудностей проявляется суть человека.
Легко представлять из себя образец для подражания, когда ты весел, сыт и доволен, но получится ли следовать той же модели, когда ты устал, истощен и голоден? В этом свете интересна история Умара ибн аль Хаттаба, который определял человека по его способности проедолевать три вида испытаний.
Хараша ибн аль-Харр рассказывал: «Однажды один человек стал свидетельствовать перед Умаром ибн аль-Хаттабом, и Умар сказал ему: «Я не знаю тебя, приходи с тем, кто знает тебя!» Один из присутствовавших сказал: «Я знаю его!» Умар спросил: «Чем он известен тебе?» Тот ответил: «Справедливостью и надежностью» Умар спросил: «Он твой сосед, которого ты видишь и ночью, и днем, и когда он приходит и уходит?» Тот ответил: «Нет». Умар спросил: «Ты ведешь с ним торговые отношения, в которых узнается набожность?» Он сказал: «Нет». Умар спросил: «Он твой спутник в пути, в котором познается благой нрав?» Тот ответил: «Нет». Тогда Умар сказал ему: «Ты не знаешь его!» А затем сказал тому свидетелю: «Приходи с тем, кто знает тебя».
5. Развитие, возможность стать лучше
Как говорил один из сподвижников: «Наилучшими временами нашей жизни были периоды испытаний и терпения». Умение перенести испытание, не позволяя ему поглотить лучшие черты, сбить с компаса нравственности и человечности, приносит человеку радость новых духовных высот, приближения к Творцу, умиротворения и довольства. Как сказано в хадисе:
«Высокая награда приходит с большими испытаниями. Когда Аллах любит человека, Он подвергает его испытаниям. Кто примет их – станет Ему угоден, но кто будет недоволен, тому достанется Его гнев» (Тирмизи, Ибн Маджда).
Также праведники говорили: «Если бы не испытания этого мира, то в Судный день мы бы пришли с пустыми руками». Потому что испытания дают импульс для развития, поиска, преодоления неудобств и тягот.
Какие-то тяготы (которые ты не может изменить) учат терпению и выдержке, а другие (на которые ты можешь повлиять) учат быть решительным, рассудительным, упорным. И в том, и в другом случае испытания служат благом, при условии преодоления которых человек обретает мудрость, смирение и… крепкую связь с собой и со своим Создателем.
Ася Гагиева