Турцию, Иран и Пакистан связала железная дорога

Схема турецко-пакистанского транспортного коридора (Фото: ilmfeed.com).

Схема турецко-пакистанского транспортного коридора (Фото: ilmfeed.com).

В повседневной суете незамеченным произошло важное событие, о котором промолчали СМИ многих государств, в которых не принято радоваться чужим успехам. С 4 марта 2021 года между тремя крупнейшими столицами мусульманского мира – Стамбулом, Тегераном и Исламабадом, было запущено грузовое железнодорожное сообщение протяженностью 6500 км.

В начале нулевых Пакистан и его ближайший союзник в исламском мире, Турция, инициировали создание связующего звена для укрепления своего стратегического партнерства. Проект был задуман в надежде укрепить коммуникационные и торговые связи между тремя ведущими странами региона: Турцией, Ираном и Пакистаном. В итоге, транснациональная железнодорожная линия связала эти государства.

Для сравнения – протяженность Турецко-Пакистанской транспортной магистрали чуть больше расстояния от столицы Португалии Лиссабона, что на атлантическом побережье Западной Европы, до российского Челябинска (6300 км.). По своему стратегическому масштабу и протяженности проект Турецко-Пакистанской железнодорожной линии сопоставим с китайской инициативой «Пояс и Путь», и проектом Международного транспортного коридора «Север-Юг», который, в итоге, соединит Индию, Иран, Афганистан, Узбекистан и Россию. Все проекты в совокупности радикально поменяют логистику перемещения грузов не только в Азии, но и в целом, в Евразии.

Пробный запуск поезда между Стамбулом и Исламабадом состоялся более десяти лет тому назад, в 2009 г. Первый поезд из Стамбула в Исламабад прибыл на станцию назначения в августе 2010 года. Всего по линии проехало четырнадцать поездов, после чего в конце 2011 года проект был приостановлен из-за логистических проблем, таких как развитие инфраструктуры и проблемы безопасности. И вот, после 10-летнего перерыва перемещение грузов железнодорожным путем возобновилось. 

У проекта есть свои проблемы. И если некоторые из них, например, инфраструктурные, были решены, другие, связанные с безопасностью, продолжают оставаться актуальными. Дело в том, что маршрут движения пролегает через пограничную провинцию Пакистана юго-западный Белуджистан. Этот регион, составляющий более трети территории Пакистана, а также раскинувшийся на территориях соседнего Ирана и Афганистана, придется проезжать каждый раз, при пересечении пакистано-иранской границы. Пакистанский Белуджистан – это такое место, где местные сепаратисты регулярно совершают нападения на правительственные войска и объекты. Среди них есть и боевики, связанные с террористической группировкой «Исламское государство» (запрещенная в РФ террористическая организация). Они уже взяли на себя ответственность за ряд недавних смертоносных нападений. 

Провинция Белуджистан на карте Пакистана.

Провинция Белуджистан на карте Пакистана.

Согласно утверждениям и заверениям официальных лиц, операции пакистанских сил безопасности по борьбе с боевиками в последнее время помогли стабилизировать ситуацию в Белуджистане. Они также ссылаются на строительство прочного забора на без малого 1000 километровой границе Пакистана с Ираном. До сих пор этот рубеж между двумя странами был, фактически, прозрачным, что позволяло боевикам свободно перемещаться в любом направлении. Пакистанские военные чиновники говорят, что около половины протяженности пакистано-иранской границы уже огорожено, а остальная часть стены будет завершена к концу этого года. Стена между Пакистаном и Ираном – один из наиболее впечатляющих барьеров из металлической сетки и колючей проволоки: его высота составляет 3 метра, а толщина – более одного метра. В результате реализации мер по укреплению ирано-пакистанской границы, ожидается пресечение незаконных перемещений, контрабанды коммерческих товаров, наркотиков и оружия.

Забор на пакистано-иранской границе (Фото:en.irna.ir).

Забор на пакистано-иранской границе (Фото:en.irna.ir).

Кстати, в налаживании стабильности и безопасности в Белуджистане заинтересован и Китай, который разместил здесь свои крупные инфраструктурные проекты, реализуемые в рамках Китайско-Пакистанского экономического коридора (КПЭК).

Многомиллиардный проект приветствуется как центральная часть глобальной инициативы Пекина «Пояс и Путь». В рамках КПЭК была произведена модернизация старых, и прокладка новых дорожных сетей, а также был введен в эксплуатацию пакистанский глубоководный порт Гвадар на побережье Аравийского моря. Обе страны также готовятся начать работы по модернизации главной железнодорожной линии Пакистана, которая, по оценкам, обойдется в 6,8 миллиарда долларов.

Объявляя о возрождении транснационального транспортного обмена между Турцией, Ираном и Пакистаном, советник премьер-министра Пакистана по коммерции и инвестициям Абдулраззак Давуд заявил, что поезд «Стамбул-Тегеран-Исламабад» будет находиться в пути 12 дней в один конец и сможет перевезти 750 метрических тонн коммерческих грузов. Высокопоставленный чиновник написал, что запуск транснационального грузового сообщения является свидетельством дружбы между тремя странами, и что он имеет большое значение для облегчения перемещения товаров между Пакистаном, Ираном и Турцией.

Особенно важно участие в этом проекте Ирана, поскольку, при прочих моментах конкуренции этой страны с Турцией, этот факт позволяет надеяться, что в будущем проблемы между двумя странами будут сняты. В целом же, очевиден обнадеживающий процесс налаживания грандиозного по своей глубине межгосударственного торгово-промышленного сотрудничества в Азии. Это тот случай, когда желание народов торговать друг с другом и строить благополучную жизнь может в корне изменить обстановку на всем континенте, превратив его в континент мира и процветания.

Социальные комментарии Cackle