Турция: скандал столетней давности

Иллюстрация opennewsportal.com

Иллюстрация opennewsportal.com

На наших глазах сильно испортились отношения между двумя президентами: французским Макроном и турецким Эрдоганом. Макрон накинулся с критикой на ислам, назвав его религией, находящейся в состоянии кризиса, на что Эрдоган дал достойный ответ, посоветовав Макрону обратиться к психиатру.

На самом деле, спор двух лидеров имеет свою историю, связанную с рядом предыдущих выпадов со стороны Франции, которые та предприняла, когда стало ясно, что Турция крепко утвердилась на Средиземном море, в Ливии и Сирии. А тут еще убийство, которое совершил некий «религиозный» безумец. Не буду описывать то страшное преступление, оно и так у всех на слуху. Именно тут месье Макрона понесло против ислама вообще. будто прорвало. Медицинская рекомендация со стороны Эрдогана не заставила себя ждать. Оскорбленный мужской прямолинейностью своего турецкого коллеги, Макрон в порыве гнева потерял контроль над собой и в истерике пошел на неслыханный шаг – отозвал из Анкары посла Франции.

Поступок, действительно, неадекватный: одно дело, когда ты-президент, и ты на кого-то обиделся. Это твое личное дело. Но когда личные обиды становятся поводом сделать шаг к разрыву дипломатических отношений между государствами, это уже из ряда вон… Совсем не дипломатично.

Эрдоган, опять-таки, оставаясь на высоте, заявил в ответ: «Мы рассматриваем антиисламские выпады Макрона и расистский терроризм как угрозу национальной безопасности и формируем свои планы сообразно с этим» (РИА Новости). Кроме этого, турецкий президент призвал Европу остановить «кампанию ненависти», которую нагнетает Макрон, а также призвал своих сограждан бойкотировать потребление французских товаров. Между прочим, тенденция к отказу от того, что мэйд ин Франс, набирает обороты во всем мусульманском мире вне зависимости от призывов Эрдогана. Кстати, бойкот уже серьезно обеспокоил Макрона, который призвал мусульман не отворачиваться от французских товаров.

Между прочим, антипатия и нападки коллективного Запада на ислам и на мусульман (будь они озвучены хоть президентами, хоть рядовыми обывателями, отравляющими своей ненавистью социальные сети) имеют долгую и богатую историю, в которую нет смысла вдаваться в рамках короткого поста. Оставим эту тему специалистам, ибо она достойна серьезного научного исследования. Здесь я ограничусь тем, что приведу два примера, которые в совокупности великолепно изобличают лицемерие западных “критиков” ислама и их подковерные козни против ислама и мусульман.

Пример первый:

В первой половине 20-х годов прошлого века в парижском журнале “Revue des Balkans” была опубликована статья, в которой рассказывалось о необычной акции, проведенной американским протестантским священником доктором Вильямом Т. Меннингом.

Обложка одного из журналов “Revue des Balkans” за 1924 год

Обложка одного из журналов “Revue des Balkans” за 1924 год

Сперва несколько слов об этом человеке: Вильям Томас Меннинг (1866-1949) с 1921 по 1946 гг занимал пост епископа Нью-Йорка. Между прочим, епископ был яростным наукофобом. Так, в 1939-40 гг., Меннинг сыграл главную роль в принятии Городским университетом Нью-Йорка решения об отмене предложения должности профессора выдающемуся философу прошлого века Бертрану Расселу. К тому моменту Б. Рассел действительно получил пост профессора философии в Сити-колледже Городского университета Нью-Йорка. Однако после этого назначения философ подвергся сильным нападкам со стороны протестантского духовенства, против которого философ активно боролся, распространяя антиклерикализм и атеизм. И, как мне видится, процесс травли всемирно известного ученого возглавлял именно епископ Нью-Йорка Т. Меннинг. Дело закончилось тем, что Б. Рассел действительно покинул колледж.

Уильям Томас Мэннинг

Уильям Томас Мэннинг

Теперь вернемся к акции, которую Меннинг провел в Нью-Йорке. Он выступил перед членами т.н. «Общества дружбы девочек» (ОДД). ОДД была христианской организацией основанной в 1875 году в Великобритании. Ее основатель – благотворительница Мэри Таунсенд (1841-1918), которая, проживая в сельской местности, была обеспокоена жизнью незамужних девушек, которые уезжали из сельской местности на заработки в большие города, часто в качестве прислуги или фабричных рабочих. Поскольку такие девушки были отрезаны от своих семей и друзей, то Таунсенд стала искать способ помочь этим девушкам почувствовать дружбу и душевно отдохнуть в общении в аомтсфере христианской любви и служения. Уже к 1878 году Общество имело филиалы по всей Британии, а с 1877 г. Элизабет Мейсон основала его первый филиал в США (штат Массачусетс), ну и далее по нарастающей.

Так вот что было дальше: в своем выступлении перед членами ОДД Меннинг, ссылаясь на якобы имеющиеся у него официальные бумаги, заявил, что более ста тысяч юных христианок находятся в плену в турецких гаремах. Он призвал всех американских женщин выступить с протестом против этого явления.

На деле это обвинение было голословным, банальный хайп, говоря современным языком, привлечение внимания, в общем. Такое заявление могло бы быть правдой в далеком Средневековье, когда между Западной Европой и мусульманским Востоком в лице Османской империи действительно шли войны, захватывались пленные и случались прочие “прелести” мрачной эпохи.

На самом деле Меннинг преследовал цель обвинить главу Турецкой Республики Мустафу Кемаля Ататюрка в том, что в ходе своих реформ он не осмелился прикоснуться к древнему институту гарема. Таким образом, не мифические несчастные христианки, заточенные в гаремах, беспокоили Меннинга, но сам институт гарема, а точнее – хáрама.

Главная комната в хáраме (гареме) дома шариатского судьи-кадия Кайтаджа-эфенди в г. Мостар (Босния и Герцеговина)

Главная комната в хáраме (гареме) дома шариатского судьи-кадия Кайтаджа-эфенди в г. Мостар (Босния и Герцеговина)

Хáрам (с ударением на первом слоге) – это женские покои мусульманского жилища, которые недоступны для взоров и присутствия посторонних лиц. От этого слова происходит и знакомое нам слово русского языка – храм, имеющее значение священного места, ведь и синагоги, церкви, и мечети – все это священные места, где люди совершают религиозное поклонение. Термин хáрам, который, как мы теперь знаем, означает священную часть жилища мусульманина, не следует путать с понятием харáм (с ударением на втором слоге), которое означает запрещенное для мусульман деяние, например, прием запретной пищи или напитков. Словом, совершение харáма означает совершение греха.

К рассказу о хáраме мы обратимся в одной из последующих публикаций, а пока запомним, что именно этот традиционный для мусульманского мира феномен – святая святых мусульманского жилища, подчеркивающий высочайший статус женщины, и стал мишенью для нападок реакционного протестантского епископа из США.

Продолжение: Турция: скандал столетней давности. Часть 2

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle