В страницы истории Казани вписано множество имен прославленных ученых. Одним из таковых является Мирза Казембек (1802-1870), - выдающийся востоковед-исламовед, тюрколог, арабист, фарсист, создатель российской научной ориенталистики, ученый, оставивший после себя замечательные научные труды, сохраняющие свою актуальность и поныне.
В 1826 году судьба буквально “на кончике иглы” соединила жизнь Казембека с Казанью, где он из-за болезни был вынужден задержаться по пути в Омский кадетский корпус, куда он был назначен преподавателем татарского языка. Уступив ходатайству Карла Федоровича Фукса (1776-1846), - ректора Казанского императорского университета (1823-1827 гг.), - руководство Министерства иностранных дел, сотрудником которого и являлся Мирза Казембек, позволило ему остаться в Казани.
Уже в 1828 Казембек возглавил учрежденную в Казанском университете Кафедру турецко-татарского языка. Это назначение можно считать началом официальной службы Казембека в Казанском университете. На кафедре он преподавал арабский, персидский, турецкий и татарский языки. Однако, по сути, Мирза Казембек стал основоположником знаменитой Казанской школы ориенталистики.
Мирзу Казембека принято считать языковедом, однако круг его научных интересов нельзя ограничить лишь интересами лингвистики. Например, познания в области ислама были даны ученому в живой практике с детских лет. В зрелые годы он также не оставался кабинетным ученым, изучающим ислам по книгам. Ученый имел крепкие научные связи в кругах татарской мусульманской интеллигенции. Например, в ходе подготовки к изданию классического труда по мусульманскому праву «Мухтасар аль-викая», Мирза Казембек тесно сотрудничал со знаменитым дамеллой Сагитом бин Ахмадом аш-Ширдани (1741-1831), который, в свою очередь, являлся наставником выдающегося татарского просветителя Каюма Насыри (1825-1902).
Вообще, о Мирзе Казембеке можно написать много и как об ученом, и как о яркой и неординарной личности. Например, весьма интересно было бы изучить труды ученого, касающиеся истории и культуры ислама. Так, в 1845 году в Казани впервые была издана знаменитая на мусульманском Востоке книга Мухаммада Челеби «Мухаммадия», - вершина литературного творчества Османской империи в период ее наивысшего расцвета. Сложнейшая работа по исследованию различных редакций средневековой рукописи этого произведения, научная редактура и подготовка сводного текста к изданию были осуществлены Мирзой Казембеком.
Здесь мы ограничимся лишь одним фактом его научной биографии, который малоизвестен широкой публике, впрочем, как и все, о чем было упомянуто выше.
В 1855 году Мирза Казембек закончил двадцатипятилетний труд по созданию полного словаря-конкорданса Священного Корана. Это был второй в мире подобный труд (после конкорданса Густава Флюгеля, изданного в Германии в 1842 году), созданный в рамках системы европейского востоковедения. А что касается мусульманского мира, то такого рода словаря он не знал никогда. Рукопись Казембека была издана в Санкт-Петербурге в 1859 году под названием “Полный конкорданс Корана, или ключ ко всем словам и выражениям его текстов, для руководства к исследованию религиозных, юридических, исторических и литературных начал сей книги».
Однако несколькими годами ранее, а именно в 1855 году, за этот свой выдающийся труд Мирза Казембек был удостоен особой награды от шаха Персии Наср ад-Дина Каджара, - Ордена Льва и Солнца I степени.
Сей факт позволяет оценить значимость труда Мирзы Казем-бека, который на момент награждения пребывал в состоянии рукописи. Тем не менее, благодаря Мирзе Казембеку, Казань стала городом, в котором была начата работа по созданию уникального труда, - словаря-конкорданса Корана.
И это далеко не единственная яркая страница в научной истории нашего города.
Айдар Хайрутдинов