«Канал Стамбул»: за и против

Стамбульский канал (Источник фото: yandex.ru).

Стамбульский канал (Источник фото: yandex.ru).

В конце марта 2021 года Турция объявила об утверждении планов строительства Стамбульского канала, который соединит Черное море к северу от Стамбула с Мраморным морем к югу. Согласно смете, стоимость работ составит 9,2 миллиарда долларов США. Это будет один из крупнейших инфраструктурных проектов не только в Турции, но и во всем мире. Стамбульский канал является частью серии крупных проектов, осуществленных Партией справедливости и развития, которая превратила Турцию из государства-должника в государство-кредитора и повысила ВВП на душу населения с 4760 долларов в 2003 году до 9126 долларов в 2019 году.

Впервые идея сооружения Стамбульского канала (СК) была озвучена тогда еще премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом в апреле 2011 года. Проект был предложен с целью снять нагрузку с Босфорского пролива, через который каждый год проходит более 50 тысяч различных судов, в том числе танкеры с нефтью.

Кстати, по количеству транзита Босфорский канал намного опережает транзит по Суэцкому и Панамскому каналам вместе взятым. Например, в 2017 году через Босфор прошли 53 000 гражданских и военных судов, тогда как через Панамский канал, соединяющий Тихий океан с Атлантическим, прошли около 12 000 судов, а через Суэцкий канал прошло 17 000 судов.

По мнению главы министерства транспорта и инфраструктуры Турции, Стамбульский канал будет служить международным водным путем, который дополнит логистическую мощь и инфраструктуру Турции, выполняя важную функцию в мировой морской торговле.

Согласно проекту, Стамбульский канал представляет собой 45-километровый водный путь, который будет проложен к западу от центра города на европейской стороне 15-ти миллионного Стамбула. Канал разделит европейскую часть города на две части. Глубина канала составит 20,75 метра, ширина 360 метров на поверхности и 275 метров на дне. Канал сможет пропускать 160 судов в день (или более 58000 судов в год).

Канал Стамбул возьмет на себя часть загрузки Босфорского водного пути, поскольку последний перегружен и представляет экологическую угрозу для Стамбула, особенно если учесть, что по нему проходит огромное количество нефтеналивных танкеров. Турецкое правительство заверяет, что канал облегчит судоходство по Босфору, одному из самых оживленных морских путей в мире, и предотвратит аварии, подобные недавнему инциденту в Египетском Суэцком канале.

Ожидается, что проект создаст 20 000 новых рабочих мест во время строительства и после завершения строительства канала. По данным Директората коммуникаций при Президенте Турецкой Республики, это принесет новые мегапроекты, которые создадут обнадеживающую атмосферу для инвесторов, решат проблему пробок на дорогах и покончат с экологическими проблемами.

Канал Стамбул на стадии проектирования (Источник фото: www.turantoday.com).

Канал Стамбул на стадии проектирования (Источник фото: www.turantoday.com).

Выступая в среду в Президентской национальной библиотеке в Анкаре, президент Эрдоган заявил, что мегапроект Стамбульского канала приведет к большему душевному спокойствию турецкой нации.

«Мы ведем работу, посредством которой мы установим нашу собственную независимость, наш собственный суверенитет в полной мере», – заявил он, сообщает агентство Anadolu.

Однако у этого мегапроекта есть и противники. Например, десятки отставных турецких адмиралов написали открытое письмо в органы высшей власти Турции, в котором предупредили, что грандиозный план по прокладке нового канала вдоль Босфора может поставить под угрозу свободный проход судов между Черным и Средиземным морями. Однако турецкие власти отклонили это письмо и задержали некоторых его подписантов, заявив, что их действия были политически мотивированы и могли быть предвестником военного переворота.

Более того, в числе противников проекта даже действующие политики. Например, мэр Стамбула Экрем Имамоглу утверждает, что у него есть полтора десятка причин выступать против проекта Стамбульского канала. В частности, городской голова заявил: «Канал Стамбул – это не проект предательства, а проект убийства. Это катастрофический проект против существования 16 миллионов (людей в Стамбуле) и безопасности 82 миллионов (турецких граждан)». Одной из причин его несогласия, объясняет он, является возможная нехватка воды, которую может вызвать канал. «Если проект будет реализован, Стамбул, который существует уже 8500 лет, потеряет как свои подземные, так и надземные источники воды. Не говоря уже о других 14 причинах, эта причина сама по себе предполагает откладывание проекта», – пояснил Имамоглу.

Мэр Стамбула Имамоглу против. За его спиной лозунг: «Или канал, или Стамбул» (Источник фото: hurriyetdailynews.com).

Мэр Стамбула Имамоглу против. За его спиной лозунг: «Или канал, или Стамбул» (Источник фото: hurriyetdailynews.com).

Имамоглу также подчеркнул, что канал может спровоцировать риск землетрясения в городе и иметь экономические последствия для граждан, поскольку это приведет к увеличению налогов. Среди других причин, по его словам, проект канала нарушит Конвенцию Монтрё, которая «защищает Турцию и страны, граничащие с Черным морем», и указывает на то, что его воздействие нарушит еще семь международных соглашений.

СПРАВКА: 22 июня - 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) проходила конференция, которая восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы, соединяющими Черное и Средиземное моря. Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако конвенция устанавливает различный режим прохода военных кораблей для флотов черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские государства могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса.

Некоторые эксперты в области экологии предполагают, что проект СК может иметь серьезные экологические последствия. Например, Джихан Байсал, изучающий городское развитие в Турции и являющийся членом группы экологических активистов «Защита северных лесов» в Стамбуле, говорит, что экологи называют подобные проекты экоцидом.

Турецкие власти не исключают, что все голоса против проистекают из политических или, возможно, даже религиозных разногласий между людьми, поднимающими их, и правящей партией Турции. Для преодоления разногласий турецкие власти выносили проблему на всеобщее обсуждение с привлечением экспертов и специалистов. Например, турецкий журналист Хамза Текин сообщает, что над консультациями, планированием и подготовкой проекта работали 204 турецких эксперта и ученых. Текин, в частности, пояснил: «27 марта 2018 года проект был вынесен на обсуждение 507 государственных и частных учреждений, и все они высказали свое мнение по нему, прежде чем дать окончательное решение, рекомендующее осуществить этот суверенный проект».

Сколько сподвижников похоронено на территории современного Стамбула?
Многие сподвижники, услышав данный хадис, захотели оказаться в числе тех воинов, которые будут покорять Константинополь, а некоторым это удалось. Во время правления Омейядов была осуществлена первая осада столицы Византии мусульманами...
06.04.2021
576
Социальные комментарии Cackle