Война в Йемене едва не разрушила саудовско-эмиратский альянс: прошлым летом ОАЭ объявили о сокращении своего военного присутствия в этой истерзанной стране, объяснив это тем, что рост напряженности в американо-иранском противостоянии несет угрозу безопасности их государства. Теперь всплыли доселе неизвестные в контексте Йеменской войны причины дальнейшего охлаждения саудовско-эмиратских отношений.
Дело в том, что в начале ноября противоборствующие стороны, ведущие бои на юге Йемена, достигли соглашения о разделе власти, которое было направлено не только на разрядку напряженности между арабскими союзниками в Южном Йемене, но и рассматривалось как шаг к прекращению войны в стране.
Соглашение обострило напряженность между поддерживаемым Саудовской Аравией правительством свергнутого хуситами президента Йемена Мансура Хади и поддерживаемыми Объединившимися Эмиратами южными сепаратистами, возглавляемыми Южным Переходным советом (ЮПС).
До этого, в августе южные сепаратисты захватили контроль над городом Аденом, временной столицей международно-признанного правительства. Ситуация грозила генерированием нового конфликта, несла в себе угрозу взаимного отчуждения двух близких союзников по Персидскому заливу, –
КСА и ОАЭ.
Несмотря на то, что вооруженные конфликты в основном прекратились, ситуация в Йемене, все же, остается неопределенной. В таких условиях существует лишь слабая надежда на реализацию соглашения. Например, стороны соглашения уже не уложились в сроки создания правительства по разделению власти, то возникает вопрос, является ли эта сделка реалистичной и достижимой. Также многое будет зависеть от того, как это будет воспринято двумя противоборствующими лагерями и будет ли это воспринято как беспроигрышное решение всеми участниками процесса.
Соглашение было достигнуто при посредничестве Саудовской Аравии, которая, судя по всему, не поставила в известность своих эмиратских союзников или проигнорировала их интересы. Зато амбиций заявлено хоть через край: соглашение, затрагивающее широкий круг вопросов, направлено якобы на реструктуризацию политических, экономических, военных и силовых отношений между ЮПС и правительством Хади.
Такая однозначно про-саудовская повестка дня может вызвать новую напряженность и оттолкнет южан сразу, как только вопрос прозвучит за переговорным столом. Ведь с момента своего появления ЮПС четко обозначил свою задачу: восстановление государства в Южном Йемене на его границах до 1990 года. Однако проблема в том, с этим вряд ли согласятся про-саудовские северяне.
А еще кроме южан и северян в Йемене действуют и другие политические силы, которые также представляют большие географические районы, и которые не были избраны демократическим путем, но ощутили свою силу и вошли во вкус в ходе многолетней войны всех против всех. Поэтому даже если южане и северяне вдруг достигнут консенсуса (что маловероятно), тут же о своих интересах могут заявить еще несколько серьезных игроков. А это уже прямой путь к продолжению гражданской войны, которая не остановится, даже если внешний агрессор в лице коалиции покинет поле боя.
Как бы там ни было, именно йеменцы должны выработать условия своих политических соглашений в будущем. Важно чтобы этот процесс максимально учитывал интересы всех политических сил, дабы все йеменцы чувствовали, что их интересы учитываются.
Поэтому в ближайшей перспективе ключевым вопросом является разрешение спора между про-саудовским правительством и ЮПС, который угрожает подорвать широкую коалицию, противостоящую хуситам. И над всем этим все еще маячит коалиция, которая, в случае обострения конфликта интересов между КСА и ОАЭ, способна развалить едва наметившуюся возможность внутрийеменской стабилизации.
Айдар Хайрутдинов