Из истории отношений между Москвой и Бахчисараем. Часть 2
Послы и гонцы: из истории отношений между Москвой и Бахчисараем. Часть 1.
Здесь необходимо добавить комментарий, чтобы лучше понять содержание документа:
Упомянутый выше царевич Абдыль Летиф (Абдуллатиф, род. ок 1475 г.), а также его брат царевич Мухаммад-Амин являются сыновьями казанского хана Ибрагима и его супруги царевны Нурсултан. После смерти Ибрагима в 1479 г. Нурсултан в 1480 г. вышла замуж за крымского хана Менгли Гирея и переехала из Казани в Бахчисарай. Вместе с матерью ко двору крымского хана отправились оба царевича. По достижении казанскими принцами совершеннолетия Менгли Гирей отправил их на службу российскому государю, с которым у хана были весьма хорошие отношения. Абуллатифу и Мухаммед-Амину в Москве был оказан достойный прием и им в удел были даны города Звенигород и Кашира.
Это были коренные города Московского княжества. По завещанию московских удельных князей Кашира передавалась по наследству старшему сыну, а Звенигород – второму сыну Московского князя. Удивительно, но это факт, что подмосковные города отдавались в удел наследным принцам Казанского ханства, которые затем восходили на его престол. Мухаммад-Амин занимал казанский престол три раза: в 1484-1485, в 1487-1495 и в 1502-1518. Абдуллатиф, занимал казанский трон в 1495-1502 гг.
В 1515-1516 гг. состоялись:
- Отправление в Крым российского гонца Кожуха Карачаева для разведания о смерти Менли Гирея царя и поздравления Магмет Гирея [Мухаммад-Гирей – А.Х.] со вступлением на Крымский юрт.
- Отправление в Крым к Махмет Гирею царю Чюры Албазева с уведомлением о будущем в Крыме российским посольстве.
- Приезд из Крыма гонца Омира [Умар? – А.Х.] присланного для препровождения из Кафы бывшего в Турции Российского посла Василья Коробова и для извещения о следующем в Россию Крымском посольстве.
- Приезд посла Итяк Тархана с прошением об отпуске в Крым Абдыль Летифа для препровождения матери своей [Нурсолтан – А.Х.] в Меку.
- Отправление в Крым российского гонца Байкулы Олферова с объявлением с объявлением о благополучном прибытии посла Итяк Тархана и Василья Коробова.
- Приезд в Россию от царевича Ахмат Гирея гонца Качима с уведомлением государя о непринуждении Крымского царя к нарушению мира с Россией.
- Отправление в Крым гонца Неболсы Кобякова с выговором за нападение Богатырь [Бахадур – А.Х.] Гирея царевича на российские украины.
- Приезд в Россию посла Авелших Зоды [Абульшаех-заде – А.Х.] с извинениями о нападении Богатыря Гирея царевича на российские украины.
В 1517-1519 гг. состоялись следующие события:
- Приезд в Москву Крымского посла Кодояр Мурзы Ивачева с приглашением о наступлении общими силами на Астрахань.
- Отправление в Крым российского гонца казака Келдиша Карачена с выговором за нападение на татар на Тулу и с известием о смерти Абдыль Летифа царя.
1533-1539 гг. были особенно богаты событиями на российско-крымском дипломатическом поле. Перечислим лишь некоторые из них:
- Отправление в Крым Российского посланника Ивана Челищева с объявлением о вступлении на всероссийский престол царя и великого князя Ивана Васильевича.
- Приезд в Москву от Ислам Гирея гонца Будолый Мурзы с объявлением об учинении его в Крыме царем.
- Отправления в Крым:
- Гонца Банка Тулатова для разведания о происходящих в Крыме делах.
- Посланника Федора Логинова для взятия с царя шертной грамоты.
- Юрья Юматова с уведомлением об убийстве в Коруме Крымского гонца Будалыя Мурзы.
- Приезд в Москву гонца Баяндына с известием об учинении царем шерти.
- Отправление в Крым Российского посла князя Василья Мезецкого с большою казною.
- Приезды в Москву:
- Гонца Будалыя Мурзы с известием о будущем в Россию Крымском после.
- Посла князя Темеша для утверждения согласия между обоими государствами.
- Отправление в Крым к Исламу царевичу гонца Темеша Кадышева: с прошением о нападении на литовского короля.
- Приезд Крымского гонца Байма с повелением о непосылке против Казани рати.
- Отправление в Крым российского гонца Янъ Кадира Кожухова с уведомлением об отмене посылки на Казань рати.
После 1548 года летопись дипломатической активности между Москвой и Крымом прерывается на 14 лет, возобновляясь с 1562 года. Возможно, причиной тому был разрыв дипломатических отношений между сторонами в силу покорения Казани в 1552 году. Другая вероятная причина отсутствия каких-либо дипломатических документов в архиве – это целенаправленное изъятие с последующим уничтожением. Последний вариант маловероятен, учитывая, насколько скрупулезно и подробно велась регистрация дипломатического обмена между двумя государствами.
Период 1562-1664 гг. ознаменован неоднократными дипломатическими попытками Крымского хана получить контроль над Казанью и Астраханью:
- Приезд в Москву Крымского гонца Акинчея с требованием об уступке Казани и Астрахани, на что в ответ был послан гонец Семен Бартенев с представлением о невозможности удовлетворить просьбы о Казани и Астрахани.
В период с 1567-1572 состоялись несколько приездов в Москву крымских гонцов с требованием об отдаче Казани и Астрахани.
- Приезд гонца Чеуш Алея (Чавуш Али) в Москву с требованием об уступке Казани и Астрахани. В ответ в Крым был отправлен гонец Истома Осоргин с изъяснениями о несправедливости вышеупомянутых требований.
- Приезд крымского гонца Девлеть Килдея с угрозой о нападении на Росси. В случае неотдачи Казани и Астрахани, на этот раз отрицательный ответ Москвы был доставлен российским гонцом Иваном Ротаевым сыном Чабуковым.
- Приезд гонцп Бора Черкашенин с требованием об уступке Казани и Астрахани
- В очередной раз прибывает гонец Девлет Килдей с теми же требованиями.
- В период с 1572 по 1578 в Москву приезжает крымский гонец Ян Магмет [Джан-Мухаммед – А.Х.] с требованием от отдаче Казани и Астрахани и о размене послами и пленными.
- В тот же период в Москву прибыл гонец Шигай с требованием Казани и Астрахани.
Спорный вопрос был снят с повестки дня отношений между Москвой и Крымом после очередного визита крымского гонца Девлет Килдея «с предложением об унятии обоюдных неприятельств и учинении согласия».
Айдар Хайрутдинов
Интересный материал? Пожалуйста, сделайте репост!
Читайте также:
-
Возникновение ислама
В V – VІ веке жители Аравийского полуострова в большинстве своем исповедовали язычество: так было удобно и объяснять людям непонятные явления природы и внезапно возникающие эпидемии, и на руку знати, пытавшейся держать «темный народ» в страхе и повиновении. Со временем часть людей приняла христианство, часть – буддизм. Но большинство продолжало поклоняться языческим богам и вело скудный образ жизни.
-
Что ислам говорит о реинкарнации (переселении душ)?
Реинкарнация или так называемое переселение душ, произошедшее от латинского слова "reincarnatio" («повторное воплощение») и предполагает под собой, что бессмертная душа живого существа перевоплощается из одного тела в другое, причем в каждой жизни развивается новая личность индивидуума. Существуют различные вариации реинкарнации. Некоторые верят, что перевоплощается только душа человека, другие считают, что и души животных также способны приобретать новое тело. Некоторые утверждают, что человек возвращается в образе того же пола, к которому он принадлежал, другие не признают ограничений. То есть вариаций на эту тему более чем достаточно.
-
Если родители против брака
Он не подходит тебе. Она тебе не пара. Знакомые слова? При выборе спутника жизни такое иногда приходится слышать от родителей, которые не хотят принимать избранника своего ребенка.
-
Сакральные смыслы исламского орнамента
Как на мусульманских орнаментах изображали Всевышнего Создателя и в чем принципиальные особенности исламского искусства? Ответы на эти и другие вопросы получили слушатели лектория Islamica, начавшего свою работу в Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ.
-
Кто не будет спрошен за свои грехи в Судный день?
Всевышний Аллах описывая события Судного дня сказал: «Весом [то, чем будет определяться значимость дел] в тот День станет истина (правда, справедливость). У кого чаша весов [с благими делами] окажется тяжелее, те — достигшие успеха [действительно успешные люди]. У кого же чаша весов [с благими делами] окажется легкой...
-
27 признаков Судного дня
Существует немало хадисов о больших и малых признаках Судного дня, а происходящие в мире события на протяжении 14 столетий подтверждают их достоверность. Сегодня мы приводим лишь некоторые из них, наиболее актуальные для современной уммы мусульман.
-
Обязательно ли держать пост в день Ашура? Основные правила
Сколько дней нужно держать пост в день Ашура? Слышал, что нужно держать два дня подряд, правда ли это? И будет ли считаться грехом, если пропустить этот пост?
-
Мой муж ушел, а ребенок умер. Как мне жить?
Мой муж ушел, даже не посчитав нужным объясниться со мной, его родители обвинили меня в грехах, которые я не совершала, у моего ребенка остановилось сердцебиение. Не могу поверить во все, что со мной происходит. Как мне быть, помогите, пожалуйста..