Фото: FamVeld/ shutterstock.com
Семья – суть нашего земного эпоса
Путешествие семьи во времени началось с матери и отца человечества. Хавва (р.а.) и Адам (а.с.): если бы один из них не был создан, другой бы остался незавершённым. Одинокий и бесполезный.
Если исключительно для поклонения, то для этого уже были ангелы. Если для восстания, то там главную роль взял на себя шайтан. Таким образом, у их создания была другая цель, для осуществления которой наличие супруга с такой же душой было обязательным:
«О люди! Благоговейте пред Аллахом, кто сотворил вас из одной души и от неё же сотворил ей пару. От них обеих Он рассеял (по земле) в великом множестве мужчин и женщин» (Ан-Ниса, 1).
Без одной из двух жизней, с кем бы человек мог что-либо делать, чего бы он достиг, и что бы оставил после себя? Если человек является существом, которое обладает качествами «халифа» (Бакара, 30; Анам, 165; Фатыр, 39), то есть, одно поколение сменяет другое, и будет благоустраивать Вселенную в соответствии с волей своего Создателя, то это качество возможно реализовать, только имея пару. Именно поэтому Великий Творец создал первого человека вместе со спутником, и таким образом дополнил их.
Образ супругов, защищая и заботясь, дополняющих друг друга, оберегающих друг друга от взглядов и слов, вызывает ассоциацию с одеждой для человека:
«Жёны – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (Аль-Бакара, 187).
То, что Адам нашёл умиротворение в Хавве, а Хавва в Адаме, и что между ними были любовь и сострадание, было настолько благословенно, что Всемогущий Аллах указал на это, как на знак бытия:
«И ещё одно из знамений Аллаха – что Он из вас самих сотворил для вас жён, чтобы вам общаться и жить с ними, создал между вами любовь и милость. Несомненно, в этом – назидания для людей размышляющих (Ар-Рум, 21).
Так как без умиротворения, любви и сострадания человек невообразим, Всемогущий Аллах приказывает «безбрачных среди нас соединять браком», возлагая на общество миссию создания семьи. После чего повелевает:
«Если они бедны, то Аллах обогатит их от Своей благости (милости). Аллах – великодушный, знающий» (Нур, 32),
– сообщая, что хранителем и покровителем семьи является Он сам.
Затем наделяя женщин и мужчин детьми, ниспослал семье новые жизни. Дети являются украшением этой мирской жизни, светом глаз, радостью сердца и возможностью продолжить преемственность:
«Богатство и дети – украшения этой мирской жизни. Вечно пребывающие благие деяния, – лучше у Господа твоего по благодеянию и по надежде» (Кахф, 46. Также см. Али Имран, 14).
Но ребёнок также является самым сложным этапом испытаний в мире:
«Знайте, что ваши имущество и дети – испытание (для вас). Несомненно, только у Аллаха – великая награда!» (Анфал, 28).
Счастье верующих: брак как источник покоя и гармонии
Фото: ESB Professional/ shutterstock.com
У ребёнка достаточно сил, чтобы иногда со своими печалями и тревогами, иногда с любовью и обаянием, притягивая, заставить человека себя полюбить:
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха! Те, кто это делает, – потерпевшие убыток» (Мунафикун, 9).
Состоящие из родителей и детей семьи преумножались такими же семьями, как они сами, рассеивались по земле и образовали огромный человеческий род. Эта многочисленная семья была запрограммирована на «знакомство», то есть на то, чтобы собраться для обмена знаниями, изучения и расширения сознания:
«О люди! Мы создали вас от мужчины и женщины. Мы сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Да будет вам известно, что самый достойный (доверенный, уважаемый) из вас у Аллаха тот, кто наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах – знающий, ведающий» (Худжурат, 13).
Но и эго/естество человека, и шайтан не дремлют. К сожалению, из-за их усилий произошли раздоры между членами семьи и начались расколы. Лишаясь семейного сознания, человек теряет человечность:
«И прочти им [о Мухаммад] истинную весть о двух сыновьях Адама. И каждый из них принес жертву [Аллаху]. Но жертва была принята лишь от одного из них, а от другого не была. Он [Кабиль, жертвоприношение которого не было принято] сказал [брату]: «Я непременно убью тебя». [Хабиль] Ответил: «Поистине, Аллах принимает [поклонение] лишь от богобоязненных. Если ты поднимешь руку, чтобы убить меня, я не подниму свою руку, чтобы убить тебя. Поистине, я боюсь [наказания] Аллаха, Господа миров. [Раз уж ты решил убить меня, то] Лучше ты возьмешь на себя бремя моего греха [моего убийства] и твоего греха [остальных твоих грехов] и окажешься среди обитателей Ада [чем я убью тебя и в Судный день буду отвечать за это]. Таково воздаяние злодеям». И его эго [нафс] побудило его убить брата, и он убил его, понеся урон» (Аль-Маида, 27-30).
Сейчас для нас, детей Адама и Хаввы, настало время вспомнить о наших ценностях и обязанностях, начиная от нашей собственной маленькой семьи до рода человеческого.
Ольга Тюркмен