1. Развод в шутку.
Ислам порицает пренебрежительное отношение к заповедям Аллаха. В повседневной жизни мусульманину полагается быть серьезным и рассудительным. Шутки, касающиеся религиозных вопросов, и легкомысленное отношение к заповедям Аллаха – ничто иное, как пренебрежение самой религией. Талак – это тоже заповедь, переданная через аяты и хадисы. Шутки в серьезных вещах приводят к печальным результатам. Ислам не разрешает разводиться в шутку, но в том случае, если такая практика имела место, то развод считается действительным. В риваяте от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) передается, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть три вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение супруги после развода с возвратом (талак ар-радж`и)». Из хадиса мы видим, что развод в шутку считается действительным.
Развод в шутку имеет место не только в современном мире. Подобная практика была широко распространена и среди арабов до прихода Ислама. Хасан и Катада передают, что арабы имели привычку быстро разводиться, а потом говорили: «Я пошутил», потом снова женились и вновь говорили: «Я пошутил». В связи с этим был ниспослан аят:
وَلَا تَتَّخِذُوۤا اٰيَاتِ اللّٰهِ هُزُوًا
«Не шутите с аятами Аллаха…» .
Ибн Аббас говорит: «Один человек развелся с женой, но не всерьез, а в шутку. В связи с этим был ниспослан аят: «Не шутите с аятами Аллаха…».
2. Развод в состоянии алкогольного опьянения.
Алкоголь застилает разум и толкает человека на необдуманные слова и поступки. Для развода достаточно одного или нескольких слов, сказанных мужчиной. Если эти слова будут произнесены в состоянии алкогольного опьянения, то развод будет действительным.
То есть, если мужчина в нетрезвом состоянии скажет жене: «Я развелся с тобой», то развод будет осуществлен, потому что Всевышний Аллах считает пьяных ответственными за свои действия и обращается к ним:
يَاۤ اَيُّهَا الَّذِينَ اٰمَنُوا لَا تَقْرَبُوا الصَّلٰوةَ وَاَنْتُمْ سُكَارٰى
حَتّٰى تَعْلَمُوا مَا تَقُولُونَ
«О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите» .
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Любой развод действителен, кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного». Значит, недействительным считается развод лишь несовершеннолетнего и умалишенного, а во всех остальных случаях он действителен.
При этом важно, каким образом человек вошел в состояние опьянения. Если человек опьянел в результате употребления некоторых естественных и дозволенных продуктов, то, по мнению ученых всех мазхабов , развод этого человека будет считаться недействительным. Развод будет считаться действительным, если он опьянел от употребления недозволенных продуктов – вина, водки, пива, виски, гашиша и т. д.
В чем сокровенный смысл того, что развод пьяного считается действительным?
На первый взгляд может быть не совсем понятно, почему человек несет ответственность за действия, совершенные им в состоянии помутнения рассудка. Но такое положение является наказанием за сознательное употребление в пищу недозволенного. Потому что заведомо дурное дело несет дурные последствия.
3. Развод под угрозой (смерти или увечья).
Развод человека под угрозой (смерти или увечья), по мнению большинства ученых, считается недействительным. Потому что человека заставляют делать то, чего он не хочет делать. В особенности, если есть угроза жизни. Приведем доказательства в пользу того, что развод человека под угрозой насилия не считается действительным.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
مَنْ كَفَرَ بِاللّٰهِ مِنْ بَعْدِ اِيمَانِهِۤ اِلَّا مَنْ اُكْرِهَ وَقَلْبُهُ مُطْمَئِنٌّ بِالْاِيمَانِ وَلٰكِنْ مَنْ شَرَحَ بِالْكُفْرِ صَدْرًا فَعَلَيْهِمْ غَضَبٌ مِنَ
اللّٰهِ وَلَهُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере. [Но гнев падет на того], кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание» . В аяте содержится обещание, что будут прощены те, кто под угрозой насилия на словах отрекся от веры или сделал вид, что отрекся.
Слова, указывающие на отречение в таком важном вопросе, как вера, более серьезны, чем слова о расторжении брака. В таком случае, для человека, давшего развод или согласившегося на развод под угрозой насилия, нет препятствия в том, чтобы вернуться к своей супруге.
Другое доказательство – это хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Воистину, Аллах снял ответственность с моей уммы в случае ошибки, забывчивости и угрозы насилия» . Из хадиса следует, что, если человек делает что-то под угрозой насилия, то его действие не считается действительным.
Ученые приводят в доказательство еще один хадис: «Нет развода в состоянии иглака (сильного гнева, пытки, насилия, угрозы) », из которого следует, что развод под угрозой насилия не имеет никаких последствий.
4. Развод в состоянии болезни.
Развод в состоянии болезни считается действительным. Однако человек должен находиться в сознании и здравом уме. Но в связи с этим возникает вопрос: если человек в состоянии болезни или при смерти даст развод жене, а потом умрет, то сможет ли женщина получить наследство? Любой развод, ставящий целью лишить женщину наследства, считается недействительным, и в случае смерти мужа женщина получит наследство. Но в этом случае требуется, чтобы ее идда не закончилась. Доказательством того, что женщина, разведенная мужем, находящимся при смерти, имеет право получить наследство, служит практика времен халифов Умара и Усмана (радыйаллаху анхума), введенная для пользы общества, чтобы подобные негативные примеры не нашли распространения.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.