Вопрос.
Я очень часто наблюдаю за людьми и вот недавно начала задумываться о таком моменте: один человек сам каждый раз делал одну и ту же ошибку, ну, скажем, не мыл чашку. А в один прекрасный день он помыл ее и начал учить всех тому, что чашки должны быть чистые! Но ведь он и сам только сегодня начал это делать! Это так раздражает. И непонятно, как поставить на место, такого выскочку. (Помыть чашку просто метафора)
Ответ.
Хвала Аллаху, Милостивому и Всемилующему! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей! Аминь.
Возможно, описанный вами человек нуждается в поддержке со стороны. Ведь он только сегодня начал делать то, что еще вчера не делал. И его «учение других» может быть связано вовсе не с желанием показать окружающих в плохом свете, а скорее, охотой получить от других одобрение в тех изменениях, которые зародились в нем самом.
Вот общие рекомендации относительно того, когда вы начинаете плохо думать о ком-то:
1. Прибегните за помощью к Аллаху. Используйте соответствующие дуа и Имена Аллаха.
2. Попробуйте поставить себя на место человека, и тогда вам многое покажется другим.
«Почему же, услышав это [ложное известие], верующие мужчины и женщины не подумали о своих [других верующих] хорошее и не сказали: «Это — очевидная клевета»?» (сура «Ан-Нур», аят 12).
Всевышний даёт понять мусульманам, что они – одно целое. Аллах призывает приветствовать брата-мусульманина, словно самого себя (смысл):
«Когда заходите в дом, то приветствуйте себя [друг друга] хорошим благодатным приветствием [пришедшим] от Аллаха [за которое будет награда]» (сура «Ан-Нур», аят 61).
3. Умейте придать словам хороший смысл.
Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Не думайте плохо о словах, сказанных братом (по вере), найдите в них хорошее».
Подумайте о словах имама Шафии (да помилует его Аллах), когда его пришли навестить, в то время, когда он был болен. Посетитель сказал имаму: «Да усилит Аллах твою слабость». Имам ответил: «Если моя слабость усилится, это убьёт меня». Посетитель сказал: «Клянусь Всевышним, я желал только хорошего». Шафии сказал: «Знай же, даже если ты меня поругаешь, я буду думать только хорошо».
4. Ищите причины для оправдания.
«Если оступился ваш брат, то найдите ему семьдесят оправданий! Если же ваши сердца не примут их, то знайте, что ваши души достойны порицания, так как, после семидесяти оправданий мусульманину, вы не смогли принять его!» (Байхаки).
Ибн Сирин (да помилует его Аллах) говорил: «Если тебя огорчил твой брат, найди ему оправдание. Если ты не нашёл ему оправдание, то скажи: “Возможно, у него есть причина, которую я не знаю”».
5. Не делайте предположений.
«О верующие! Избегайте множества подозрений! Поистине, некоторые подозрения – это грех. И не шпионьте друг за другом, и не злословьте за спиной друг друга. Захочет ли кто-либо из вас есть мясо своего умершего брата? Вам будет это неприятно! И бойтесь Аллаха! Поистине, Аллах – Принимающий покаяние, Милующий [кающихся]» (сура «Худжурат», аят 12).
«Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова! Не разузнавайте, не шпионьте, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, и будьте братьями, о рабы Аллаха!» (Бухари).
6. Размышляйте о последствиях плохих предположений.
Опасайтесь того, чтобы думать о ком-то плохо, а еще хуже – думать, что вы кого-то лучше. В последнем случае кроется намек на ваше превосходство, то есть высокомерие. А в раздражении – неприятие воли и предопределения Творца. Это опасное состояние, не приносящее ничего хорошего ни для вашей земной жизни, ни в вечной жизни. Всевышний сказал (смысл):
«Они [праведники] избегают больших грехов и разврата, кроме редких малых грехов. Поистине, Господь твой щедр в прощении. Он лучше знает вас, ведь Он сотворил вас из земли, и вы были зародышами в утробах ваших матерей. И не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше известно, кто богобоязнен» (сура «ан-Наджм», аят 32).
Если вы будете придерживаться этих правил, то вам будет проще общаться с окружающими, вы будете менее зависимы от внешних обстоятельств, заработаете довольство Аллаха. Ин ша Аллах.
«И душой [человеком] и Тем, кто придал ему соразмерность, и дал ему [человеку] понимание греха и набожности. Поистине, преуспел тот, кто очистил ее [душу], и потерпел убыток тот, кто запятнал ее [грехами]» (сура «аш-Шамс», аяты 7-10).
Делайте за себя благое дуа. Я желаю мира вашему дому.
И хвала Аллаху, Господу миров! Аминь.
Читайте также:
Аяты, «усмиряющие» религиозную гордость
Кто более бескорыстен - верующие или неверующие?
Эльвира Садрутдинова