Истинным намерением перед никахом должно быть довольство Аллаха. Что же необходимо для этого? Для получения довольства Аллаха Субханаху ва Та‘аля есть условия. Очень часто, к сожалению, наши молодые люди пытаются найти разные способы обойти их. Но в Коране есть аят, где Аллах Субханаху ва Та‘аля говорит:
«Они [неверующие] строили козни, но Аллах раз рушил их козни. Аллах [по праву] наказывает за дурные замыслы!» (Алю Имран, 54).
То есть, если мы хотим получить довольство Аллаха, нам не надо хитрить, искать лазейки. Если мы создаем семью, необходимо стремиться к довольству Аллаха. А для этого следует придерживаться велений Всевышнего Господа и сторониться того, что Он запретил.
Для действительности акта бракосочетания в обязательном порядке должны быть соблюдены два рукна никаха: иджаб (предложение) и кабуль (согласие).
Читайте также: Разрешено ли в исламе жить в гражданском браке без никаха?
Иджаб – это сообщение одной стороны другой о сво ем желании заключить с ней брак. Согласно Шариату, иджаб обязательно должен быть произнесен в форме прошедшего времени, не допускается произнесение в форме настоящего и будущего времени. Например, следует говорить: «Я взял тебя в жены».
Кабуль – принятие предложения другой стороной, также произнесенное в форме прошедшего времени: «Я вышла за тебя замуж».
1. Ислам.
Аллах Субханаху ва Та‘аля многим из нас даровал иман. Мы верим в Аллаха, считаем себя мусульманами, говорим «Ляя иляха илляллах, Мухаммадур-Расулюллах».
Однажды к посланнику Аллаха ﷺ обратился один из сподвижников. Говоря современным языком, он сказал: «Я собираюсь начать общее дело с таким-то человеком, открыть бизнес». Посланник Аллаха ﷺ спросил: «А ты знаешь его?» Он ответил: «Да». «Ты был с ним в совместном путешествии?» – спросил он. «Нет», – ответил сподвижник. «Ты давал ему в долг?» «Нет». «Тогда, наверное, ты ходишь вместе с ним в мечеть и совершаешь намаз?» «Да!» – обрадовался сподвижник. На что посланник Аллаха ﷺ заметил: «Ты его не знаешь».
Обратите внимание, когда мы выбираем пару себе или своим детям, внукам. Если молодой человек или девушка совершает намаз, держит уразу, это еще не означает, что это идеальный вариант и лучше них никого нет. Порой мы пытаемся обосновать свой выбор тем, что приводим доводы, что он совершает намаз, держит уразу, и не слышим своих родителей. Первое условие довольства Аллаха – чтобы у молодых людей была вера.
Здесь, конечно же, возникают различные проблемы, когда молодой человек одной веры, а девушка другой. Никах должен читаться между мусульманином и мусульманкой. Это уже отдельная тема. Оба должны быть одной веры, верующими мусульманами – это первое условие.
2. Допустимость брака между женихом и невестой.
Для брака не должно быть никаких помех. Имам должен удостовериться, что женщина не состоит в браке, не является близкой или молочной родственницей, если она ранее была в браке, ее срок идды прошел, также она не относится к той категории женщин, заключение брака с которыми недопустимо по Шариату.
Также необходимо удостовериться, что для мужчины эта женщина не станет пятой женой, ему дозволяется брать не более четырех.
3. Согласие родителей.
Здесь возникают проблемы, и многие молодые люди начинают хитрить, находить оправдания, отговорки. «Ну, вот же, так написано», – заявляют многие, якобы, изучив Шариат. Только поймите, чтобы Аллах Субханаху ва Та‘аля был доволен, нужно получить согласие родителей на женитьбу.
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Довольство Аллаха – в довольстве родителей, а недовольство Аллаха – в недовольстве родителей». Тот, кто не смиряется со своими родителями, перечит Самому Аллаху.
Безусловно, все мы считаем себя грамотными и знающими, читаем книги по фикху, говорим: «В мазхабе Абу Ханифы не обязательно, чтобы родители давали согласие». Да, но если мы изучим этот вопрос глубже, то узнаем, что обязательно, чтобы родитель курировал размер махра, испытал жениха: подходит ли этот молодой человек его дочери или нет, если он говорит «он мне не нравится», значит, его мнение должно учитываться.
Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что можно обойтись без согласия вали – это неправильно. Я бы добавил, что в современном мире необходимо согласие родителей с обеих сторон. Потому что иногда невозможно разобрать, молодой человек выходит замуж или женится. Кто в семье главный всё-таки, кто глава в семье, муж или жена. Порой, даже необходимо, чтобы не только папы, а даже мамы сказали: «Да, я согласна». Те, кто уже создали семьи, уже знают, что очень часто мамы перестают быть мамами и превращаются в тёщ и свекровей. Очень многое зависит именно от матерей.
Мы должны знать, в первую очередь, и понимать, что наши родители желают нам только добра. Ни один родитель никогда своему ребенку плохого не посоветует. Мы влюбляемся, не видим недостатков в своем избраннике, никого не слышим. Но наши родители любят нас ещё больше. Они все видят и все слышат. Их мнение должно быть важно для нас.
Следующее, что следует помнить о родителях – это наследственность. Взгляните на маму девушки, она станет такой же. Взгляните на родителей молодого человека, он станет таким же. Аллах Субханаху ва Та‘аля создал человека так, что он становится похож на своих родителей, это неизбежно. Поэтому неправильно думать: «Нет, я не буду знакомиться с его родителями, они не совершают намаз, не держат уразу, не ходят в мечеть». Мы должны поддерживать связь с ними в любом случае, какими бы они не были, проявлять заботу о родителях друг друга. Это очень важный постулат. И в этом, иншаАллах, будет милость и довольство Аллаха Субханаху ва Та‘аля.
Великая любовь: история женитьбы Юсуфа (а.с.) на Зулейхе
4. Дееспособность и совершеннолетие.
Обе стороны должны достичь совершеннолетнего возраста и быть здравомыслящими людьми. Брак умалишенных людей и несовершеннолетних детей считается недей ствительным.
5. Соответствие иджаба и кабуля друг другу и провозглашение вслух.
При никахе не должно быть никаких противоречий. Например, если будущая жена говорит: «Я вышла за тебя замуж с условием, что мы будем жить в Казани», а будущий муж отвечает: «Я взял тебя в жены, но увезу в Москву», то брак не считается заключенным.
Обе стороны должны слышать слова, произносимые во время акта бракосочетания. Иджаб и кабуль должны произноситься на родном языке или том языке, который понимают супруги. Если девушка назначила кого-то в качестве представителя, достаточно, если услышит он.
6. Присутствие свидетелей.
Ими могут быть двое мужчин-мусульман или один мужчина и две женщины, исповедующие ислам. Требования к свидетелям: быть мусульманином, свободным, совершеннолетним и в здравом уме. Свидетели должны слышать и понимать все слова, произносимые во время акта бракосочетания.
У нас не приняты тайные никахи. Никах – он сам по себе подразумевает, чтобы об этом узнали все. Если мы будем делать это тайком от всех, этим не будет доволен Аллах Субханаху ва Та‘аля. А раз не доволен Аллах, в этом не будет блага, не будет счастья, не будет благо получия.
7. Согласие на никах.
Не допускается акт бракосочетания без согласия обеих сторон. Совершеннолетнюю девушку нельзя выдавать замуж без ее согласия, как нельзя насильно женить молодого человека.
8. Единство времени и места.
Иджаб и кабуль должны быть произнесены во время одного и того же собрания (маджлис), то есть, они не должны прерываться действиями или словами, не относящимися к заключению брака. Например, если иджаб был сделан в одном месте, но другая сторона его покинула, ничего не ответив, и ответ дала в другом месте, данное согласие не имеет никакой юридической силы.
9. Равенство супругов.
Термин «равенство» в данном случае подразумевает равенство родословной будущих супругов, социальное равенство, равенство в благосостоянии и религиозности.
10. Выплачивание махра.
Махр – обязательный свадебный подарок жениха невесте...
Продолжение следует...
Рустам хазрат Хайруллин, "Уроки семьи"