Выйдя замуж, женщина получает три основных права, а именно: махр, достаточное количество средств на свое содержание и жилье, где она станет проживать после замужества.
1. Махр.
Махр ― это средства в денежном или имущественном выражении, в количестве, определенном по взаимному соглашению жениха и невесты, которые будущий муж выплачивает своей будущей жене. Махр ― это личное право женщины. И мужчина обязан выплатить ей эту сумму. Ведь в Священном Коране об этом говорится:
«Даруйте женам их махр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо [из махра], то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие».
Этот аят указывает на то, что каждый мужчина обязан выплатить махр своей будущей жене. Махр назначен женщине не матерью, не отцом или ее опекуном, а Аллахом и является естественным ее правом и прожиточной гарантией. Это своего рода выплата за ущерб. Женщина может распоряжаться этими средствами как пожелает, но если она захочет посоветоваться об этом со своим мужем, то это сблизит их и наполнит радостью их совместную жизнь. Женщина имеет право использовать полученный ею махр, как на благотворительные цели, так и в торговле. Так как при заключении брака ее личное состояние берется под опеку мужем, то он должен обеспечивать ее всем, что ей необходимо для жизни.
Количество махра не ограничено. В Священном Коране говорится:
«Если вы захотели заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами даже кантар золота, то не удерживайте из этого ничего».
‘Умар (радыйаллаху анху), исходя из того, что в свое время Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) выплачивал своим женам и просил за своих дочерей (самое большее) махр в размере 480 дирхамов серебром, во время своего правления пожелал ограничить эту сумму 400 дирхамами. (В то время 5 дирхамов равнялись стоимости одной овцы). Когда ‘Умар (радыйаллаху анху) объявил об этом с минбара, от толпы присутствовавших людей отделилась женщина из племени Курайш и прочла вышеприведенный аят. При этом она привела довод, что сам Аллах не называет определенной суммы махра, и, что женщины всегда достойны самых щедрых и дорогих даров. Тогда ‘Умар (радыйаллаху анху) вновь поднялся на минбар и сказал: «Я запретил, чтобы кто-либо из вас соглашался выплачивать женщинам махр, превышающий 400 дирхамов. А кто хочет, может платить им из имущества своего столько, сколько пожелает».
Относительно того, какова минимальная сумма махра, существуют различные мнения. Согласно ханафитского мазхаба, минимальный махр составляет 10 дирхамов серебром или то же количество, выраженное в имущественном эквиваленте.
Один человек, сказавший Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), что хочет жениться, оказался очень бедным. И тогда, напомнив ему о махре для будущей жены, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал:
«Если у тебя в доме есть хотя бы железное колечко, найди его и принеси!»
Когда выяснилось, что у него нет даже этого, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) женил этого человека, и махром его было то, что он знает и хранит в своей памяти аяты Священного Корана.
Женитьба в Исламе не обременительна. Напротив, имея целью оставление потомства и пресечение прелюбодеяния, она несет облегчение. Поэтому и махр должен определяться благосостоянием мужчины и не должен быть непосильным. Ведь и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Самый лучший махр тот, который мал».
Видов махра бывает два:
1. Махр мусамма: если при заключении брачного союза сумма или количество махра оговаривается сторонами. В зависимости от сроков выплаты этот махр подразделяется на две категории:
1.1. Махр му’ажжаль: если сумма или количество условленного махра выплачивается сразу, то его называют махр му’ажжаль.
1.2. Махр муажжаль: если сумма или количество условленного махра будет выплачена полностью или частично до обусловленного срока, то его называют махр муажжаль.
2. Махр мисли: если во время заключения брачного союза о махре ничего не говорится и не упоминается, то такой махр называют махр мисли. Такой махр определяется и выплачивается мужчиной при согласии женщины, которую он берет в жены.
Махр, по сути, является для женщины накоплением. Так как махр поможет ей в случае смерти мужа или развода с ним. Она может использовать махр, пока не найдет себе способ зарабатывать на жизнь.
Как мы видим, в Исламе женщина является социально защищенной, и ей предоставляется возможность жить беззаботно и не думать о том, где ей найти средства к существованию.
2. Средства необходимые для содержания жены.
Под этим подразумевается определенный достаток, которым будущий муж женщины должен обладать для содержания жилья, обеспечения семьи пищей, одеждой и лекарствами.
После того, как женщина выходит замуж и переезжает в дом своего супруга, заботы о пропитании, одежде, жилье полностью возлагаются на мужа. Уровень их жизни должен соответствовать их социальному положению, то есть во всем этом следует избегать расточительства и скупости. Если оба супруга богаты, то им следует жить соответственно. Если же они бедны, то женщина не может требовать от мужа того, что могут позволить себе лишь богатые. Если один из них богат, другой беден, то им следует найти средний путь.
О необходимости обеспечения семьи в Священном Коране говорится так:
«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях».
«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение».
Мужчина, в соответствии со своими возможностями, должен обеспечить свою жену и детей всем необходимым и должен использовать для этого дозволенные шариатом способы. Он не может заставлять свою жену зарабатывать на жизнь или на другие семейные нужды. Обеспечивать жизнь своих жены и детей дозволенным способом является основной обязанностью мужчины. И даже, если жена богата, а муж беден, он должен вести семейные дела и стараться обеспечить своих домочадцев всем необходимым.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), побуждая мужчин быть щедрыми во всем, что касается содержания семьи, говорил:
«Что бы ни потратил мужчина на свою семью, есть его милостыня».
Есть и другой хадис, аналогичный по смыслу:
«За все, что бы ты ни сделал ради своей семьи, и даже за кусок пищи, которым ты накормишь жену свою, ты будешь вознагражден…».
Это означает, что за каждое старание и усилие, которое мужчина делает во имя Аллаха ради содержания своей семьи, он будет вознагражден.
3. Жилище.
Еще одно требование, которое будущий муж должен выполнить при заключении брачного союза, ― это наличие у него жилья, в котором он будет проживать со своей будущей женой. Священный Коран повелевает:
«Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку!», что является указанием на то, что, вступая в брак, мужчина должен обеспечить свою жену жильем, в котором они будут жить вместе, и жилье это должно соответствовать социальному положению женщины. Этим жильем может быть как частный дом, так и своя квартира..
Право выбора места проживания остается за мужчиной. Однако, жилье, в котором они станут жить, должно быть подходящим для них по физическим и нравственным критериям, должно находиться в населенном пункте, рядом с хорошими соседями, и должно быть обустроено всем необходимым для их совместного проживания. Следует учесть, что родственники мужа не должны жить вместе с супругами. Но если женщина соглашается жить вместе с родственниками мужа и присматривать за ними, то это ― от ее благонравия.