Современники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) старались изменить отношения между мужчинами и женщинами в соответствии с законами Всевышнего. Эти взаимоотношения отличались стыдливостью, целомудрием, пониманием, утончённостью.
Мусульмане следовали повелению Создателя: «Скажи [о, Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своё целомудрие. Это — непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлён о том, что они творят.
Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своё целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны; пусть они прикрывают [головными] покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы [мужчинам], кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своим женщинам, или своим невольникам, или слугам из мужчин, у которых нет вожделения, или детям, которые не ведают о женской наготе; пусть они не выставляют свои ноги, чтобы стали видны скрываемые красоты. Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, — быть может, вы будете счастливы» (Сура «ан-Нур», 24 / 30—31).
Как сообщает Айша (радыяллаху анха), после ниспослания этих аятов женщины-сахабы сразу же, не дожидаясь возвращения домой, отрезали от своих одежд лишние ткани, закрыли ими голову и опустили одеяния так, чтобы они прикрывали щиколотки, как и было передано в Коране (Бухари, «Тафсир», 24 / 12; Абу Давуд, «Либас», 31—33 / 4102).
Сафия бин Шейба упоминает о том, что после ниспослания этих аятов мужчины побежали домой и прочитали их своим женщинам: матерям, супругам, сёстрам, дочерям и всем родственницам. После этого мусульманки, жертвуя даже самыми красивыми нарядами, сделали из них покрывала на голову и постарались прикрыть своё тело так, как сказано в Коране. Они немедленно воплотили в жизнь повеление Всевышнего и показали, что искренне верят во всё ниспосланное. На утреннем намазе женщины в хиджабах уже стояли в рядах позади мужчин (Ибн Кясир, «Тафсир»; «Нур», 31).
Сподвижники Пророка (салляЛлаху алейхи ва саллям) следили, чтобы между мужчинами и женщинами не было неразрешённых отношений. В общественной жизни между обоими полами выдерживалось приемлемое расстояние, а допустимые отношения были определены заранее. Потому что Ислам запрещает все поступки, которые могут привести к греху. Таким образом человеку закрывается или отдаляется путь к соблазнам. Несмотря на то, что для верующих очень важно коллективное совершение намазов, и в особенности пятничного, но для предотвращения неприемлемого взаимодействия мужчины и женщины Ислам освобождает мусульманок от совершения намазов джамаатом. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Для женщин самая благословенная мечеть — это уголок их дома» (Ахмад, VI, 297).
Однако он не чинил препятствия тем женщинам, которые всё же хотят приходить в мечеть. Он давал им разрешение с условием, чтобы при совершении намаза они стояли не рядом с мужчинами, а позади них. После молитвы Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и его последователи некоторое время ещё оставались в мечети, ожидая того момента, когда женщины покинут здание, чтобы не смешиваться с ними в толпе. Это правило обязательно соблюдалось во время утреннего намаза, который совершали до рассвета. Мусульманки, отдав салям, одетые в покрывала, выходили из мечети: никто их не узнавал и даже сами женщины не узнавали друг друга (Бухари, «Азан», 162—166).
Однажды РасулюЛлах (мир ему и благословение) произнёс, указывая на одну из дверей в мечети Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Может быть, эту дверь отдадим женщинам». После этого мужчины-сахабы не стали пользоваться этим входом (Абу Давуд, «Салят», 53 / 571).
Мусульманки приходили в мечеть и для совершения праздничных намазов. Для этого им отводили определённое место. Когда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заканчивал чтение хутбы для мужчин, он приходил туда, где находились женщины, и давал им наставления (Бухари, «Ийдейн», 7—8).
Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) выходил из мечети и заметил, что мужчины и женщины в толпе перемешиваются. Тогда он обратился к мусульманкам: «Отойдите в сторону! Не ходите посередине дороги, а ходите по её краям». После этого женщины стали ходить так, что их платья задевали стены» (Абу Давуд, «Адаб», 167—168 / 5272).
Автор: Шейх Осман Нури Топбаш