Во-первых, следует отметить, что тасаттур (покрытие тела) в исламе – это не традиция, обычай или ни на чём не основанная практика, а заповедь, указанная Всевышним Аллахом в Священном Коране. Поэтому, понимая, что покрытие тела является волей Аллаха, необходимо сосредоточиться на том, как следует исполнять эту волю, осознать её мудрость.
Как религиозный термин, тасаттур означает прикрытие мужчинами или женщинами тех частей тела, которые они должны скрывать в соответствии с религией (аурат). На эту тему в Священном Коране, главном источнике ислама, существуют следующие божественные заповеди:
«И скажи верующим женщинам, чтобы они опускали взгляд (при виде того, на что им нельзя смотреть) и оберегали свои половые органы (от запретного). Пусть они не выставляют напоказ свои украшения, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди (покрывая голову, шею и грудь)...» (Ан-Нур, 31).
«О Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить (от рабынь и женщин легкого поведения), чтобы не причинить им обиды. И Аллах — Прощающий, Милующий (верующих)» (Аль-Ахзаб, 59).
В сунне, которая является вторым основным источником ислама, описано, как жёны нашего Пророка ﷺ, будучи матерями всех верующих, и мусульманские женщины, активно принимавшие участие в жизни первой исламской общины в Медине, понимали и применяли на практике эти аяты.
Вот некоторые из хадисов, касающихся этой темы:
Досточтимая Айша (р.а.) рассказывала, как однажды Асма, дочь Абу Бакра, пришла к Пророку Мухаммаду ﷺ в тонкой, прозрачной одежде. Посланник Аллаха ﷺ отвернулся от неё и сказал: «О Асма! Женщина, которая достигла совершеннолетия, не должна открывать места, кроме этих мест», показывая на лицо и кисти рук.
В хадисе, в котором говорится, что женщины должны покрывать своё тело во время молитвы, наш Пророк ﷺ сказал:
«Аллах не примет намаз женщины, у которой не прикрыт аурат».
Хиджаб в вузе: новая жизнь (Видео)
Мать верующих, досточтимая Айша (р.а.), рассказала об одном историческом событии, объясняющем, как первые женщины-мусульманки понимали и воплощали в жизнь эти аяты и хадисы: «Поистине, у курайшитских женщин есть свои достоинства. Но я, клянусь Аллахом, что не видела более добродетельных женщин, чем женщины ансаров. Никто не верил в Книгу Аллаха и ниспослание божественного откровения искреннее, чем они.
Так, после ниспослания аята суры Нур: "Пусть прикрывают своими покрывалами головы и вырез на груди..." - их мужчины, вернулись домой и начали читать своим жёнам то, что ниспослал Аллах.
Каждый мужчина из ансаров читал этот аят своей жене, дочери и каждой родственнице. Каждая из этих женщин, уверовав и стремясь выполнить повеление, ниспосланное Аллахом в Писании, подготовила покрывало из плащевой ткани. На следующее, утро для совершения намаза они, покрытые своими покрывалами, встали позади Пророка Мухаммада ﷺ».
Возможно ли равенство мужчин и женщин в исламе?
Эти аяты и хадисы указывают на то, что в соответствии с исламом одежда мусульманки в целом должна соответствовать следующим характеристикам:
При соблюдении этих требований различные модели одежды, производимые сегодня, также соответствуют тасаттуру. Религия ислама не навязывает ни одну из этих моделей в качестве предпочтительной одежды. В этом вопросе женщина делает выбор. У женщины есть свобода выбирать ту одежду, которая ей больше нравится.
Важно то, чтобы наряд соответствовал требованию о тасаттуре. Понимание тасаттура в исламе в целом определяется принципом скромности. В одном из хадисов Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Скромность – от веры»? Скромность – это черта, которая заложена в природе человека. Так, Адам и Хавва, несмотря на то, что в раю не было никого, кроме них, стыдились друг друга и старались покрыть свои тела листьями, которые были там.
Физическое покрытие тела и имеющие с ним духовную связь порядочность и стыдливость являются одними из самых ценных качеств человека. Мусульманин знает, что религия, без сомнения, создана для человека.
Заповеди и запреты религии необходимы для блага человека, а не Аллаха, для его счастья как в этом мире, так и в будущей жизни. Ибо во всём, что повелел нам Аллах, есть своя мудрость. Мудрость предписания о тасаттуре заключается в том, что, покрывая всё тело, кроме кистей рук, лица и стоп, женщина должна занять своё место в общественной жизни как личность, заслуживая того, чтобы окружающие лучше понимали её достоинство как человека и проявляли к ней уважение.
Точно так же это предписание направлено на то, чтобы защитить женщину от любых оскорбительных и назойливых взглядов в общественной и трудовой жизни, чтобы ей было комфортно на любых этапах общественной жизни.
Хиджаб (платок) или тасаттур не являются символом. Покрытие головы и тела является лишь проявлением набожности верующей мусульманки.
Перевод Ольга Тюркмен