С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
«И я (сатана) прикажу им изменять творения Аллаха» (Женщины, 119).
С исламской точки зрения дискуссия о клонировании человека упирается в три основных вопроса:
1. Противоречит ли клонирование вероучению ислама, и в какой мере оно может быть дозволено?
2. Какими могут быть последствия клонирования человека для общества?
3. На какой стадии развития человеческий эмбрион может считаться живым человеческим существом?
«Аллах является творцом Вселенной, но Он установил систему причин и следствий в этом мире. Посев семян в землю является причиной, но только Аллах производит результат от него в виде растений. Точно так же клонирование является причиной, но только через волю Аллаха оно может быть успешным. Подобно тому, как человек, сеющий семя, не является создателем растения, которое вырастет, так же и специалист, осуществляющий клонирование, не является создателем животного, полученного в его результате. Только Аллах является Творцом и все творение существует только по Его Воле». Поэтому, клонирование не противоречит вероучению ислама.
«Повеление Аллаха – это определенное предустановление» (Союзники, 38).
«Поистине, Мы сотворили все согласно предустановлению» (Луна, 49).
«Аллах Всевышний записал судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю» (Тирмизи, Абу Дауд).
Что же касается вопроса о допустимости клонирования, то большинство членов Академии после обсуждения пришли к выводу, что «клонирование допустимо в случае растений, а также в случае животных, кроме человека. Распространение клонирования на человеческие существа будет создавать чрезвычайно сложные и трудноразрешимые социальные и нравственные проблемы. Поэтому клонирование человека не может быть разрешено» (Муфтий Таки Усмани, Исламская Академия фикха).
Одновременно с этим улучшение определенных качеств растений и животных и увеличение их продуктивности с помощью клонирования законами шариата не запрещаются. Клонирование растений и животных с целью лечения заболеваний человека в исламе разрешается, более того, это даже поощряется. Анас ибн Малик (р.а.) передает, что Пророк (ﷺ) сказал: «Аллах создал болезнь и лекарство для ее лечения. Итак, ищите лекарство» (Ахмад).
Усама бин Шарика (р.а.) сказал: «Я был с посланником Аллаха (ﷺ), когда (бедуины) пришли к нему и спросили: «О, Пророк (ﷺ), должны ли мы искать лекарство от нашей болезни?» – Он сказал: «Да. О, рабы Аллаха, ищите лекарство. Аллах Всемогущий не создал болезнь без лекарства от нее» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Что же касается клонирования человека и его органов, то взгляд ислама на этот вопрос следующий: «Клонирование путем деления клеток на эмбриональной стадии, которое направлено на воспроизведение идентичных особей из той же беременности, разрешено лишь только при двух обязательных условиях: во-первых, сперматозоид и яйцеклетка из которых образуется эмбрион, должны принадлежать законным супругам, а не посторонним донорам. Во-вторых, клоны должны быть имплантированы только в матку жены, а не суррогатной матери» (из книги «Ислам в отношении биоэтики», шейх Абд-аль-Кадим Заллюм).
Что касается клонирования человека методом «ядерного переноса», то в фикхе по вопросам биоэтики шейх Абд-аль-Кадима Заллюма (да помилует его Аллах) говорит следующее: «Клонирование человека, мужчин или женщин, явится катастрофой для мира. Целью в таком случае явится улучшение качества, отбор из потомства наиболее умных, сильных, смелых, здоровых или красивых, или же увеличение численности населения для упрочнения мощи государства. Это зло, это харам, это не разрешено по следующим причинам:
1. Получение детей таким путем не соответствует естественному способу репродукции, который Аллах определил для человека. Аллах говорит:
«Он сотворил пару – мужчину и женщину – из капли [семени], которая извергается» (Звезда, 45-46).
Он также говорит: «Разве не был он каплей излитого семени? Затем он стал сгустком [крови] и [Аллах] сотворил его и придал ему соразмерный облик. И Аллах сотворил из него пару: мужчину и женщину» (Воскрешение, 37-39).
2. К тому же они не будут иметь матерей, если яйцеклетка, которую соединили с ядром клетки, была подсажена в утробу другой женщины, не той, чью яйцеклетку использовали при клонировании. Это противоречит словам Аллаха: «О, люди! Мы, поистине, сотворили вас из мужчины и женщины» (Комнаты, 13), а также Его словам: «Называйте их [приемных детей] по их отцам. Это наиболее справедливо перед Аллахом» (Союзники, 5).
3. Утрата родства. Ислам обязывает сохранять родство и поддерживать его. Ибн Аббас (р.а.) приводит слова посланника Аллаха (ﷺ), который сказал: «Если кто-нибудь объявит своим отцом кого-либо, кроме своего отца, или что он принадлежит кому-то иному, чем кому он принадлежит, тот будет проклят Аллахом, Ангелами и всеми людьми» (Ибн Маджа).
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если кто-либо объявляет своим отцом кого-либо, кроме своего отца, для того Рай закрыт» (Ибн Маджа).
Абу Хурайра (р.а.) также приводит слова, слышанные им от Пророка (ﷺ): «Любая женщина, представляющая каким-либо людям ребенка, который им не принадлежит, не имеет благословения Аллаха и Рай для нее закрыт; и никакому мужчине, отказывающемуся от своего сына пред его лицом, Аллах не благоволит и Аллах обесчестит его перед всеми поколениями мира» (Дарими).
Клонирование с целью производства людей, выдающихся по своему интеллекту, силе, здоровью и красоте, будет означать отбор мужчин и женщин с такими чертами, независимо от того, состоят они в браке или нет. В результате будут использоваться клетки от мужчин с требуемыми параметрами, а яйцеклетки будут браться от избранных женщин и имплантироваться в избранных женщин. Это приведет к потере и смешению родственных связей.
4. Производство детей путем клонирования отменяет силу многих законов шариата, таких как законы о супружестве, родстве, материальном содержании, отцовстве, сыновстве, опекунстве, законы Махарим и Узбат (ограничения касательно кровного родства), а также многие другие законы шариата. Это противоречит естественному пути создания людей, который определил Аллах. Это порочная практика, которая изменит устройство общества.
Таким образом, клонирование человека – это харам, с позиции шариата оно не разрешается. Аллах Тагаля сказал, цитируя проклятого шайтана: «И я прикажу им изменять творения Аллаха» (Женщины, 119).
Аллах создал людей так, что естественным путем (фитра) продолжения рода для них является оплодотворение через соединение мужского семени и женской яйцеклетки. По закону Аллаха этот процесс должен совершаться между мужчиной и женщиной, состоящими в браке. Репродукция и рождение через клонирование не естественно. К этому прибавим, что клонирование может произойти с участием мужчины и женщины, которые не связаны законными брачными узами».