С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
«У каждой религии есть своя особенность, и особенностью ислама является скромность» (Бухари)
Действительно, скромность – это особенность нашей религии, черта, оберегающая людей от низких поступков, также скромность – это проявление веры. Ислам требует скромности во всем, в том числе и в вопросах одежды. Одежда нашего любимого пророка Мухаммада (ﷺ) обычно состояла из двух частей. Та часть, которая покрывала верхнюю часть туловища, называлась «рида», а часть, прикрывающая нижнюю часть тела, называлась «изар».
В хадисах эту одежду пророка Мухаммада (ﷺ) называли еще «савбаном» (двумя кусками ткани). Однако больше всего он любил носить одежду, называемую «камис», представлявшую из себя длинное платье. Сверху этого платья он надевал халат типа плаща или накидки. Посланник Аллаха (ﷺ) одевал также «сирвал» (шалвары). Для праздников и отдыха у него имелась отдельная одежда. Эти изделия могли быть разных цветов и оттенков, однако самым любимым цветом Пророка (ﷺ) был белый цвет.
Однако следует подчеркнуть, что пророк Мухаммад (ﷺ) избегал носить одежду, которая сильно выделялась или же могла способствовать получения хвалебных отзывов. Лучший из рода человеческого (ﷺ) носил как выгоревшие на солнце, так и поблекшие одеяния. Порой его можно было увидеть в одежде с заплатками. Согласно воспоминаниям Аиши (р.а.), в момент кончины пророк Мухаммада (ﷺ) был одет в две одежды, одна из которых была вся в заплатках, а вторая была сшита из грубого материала (Муслим, Тирмизи).
Он носил обувь, которая называлась «налайн», похожую на сандалии, и ичиги из мягкой кожи, называемые «хуффайн».
Анас ибн Малик (р.а.) сказал: «Посланнику Аллаха (ﷺ) больше всего нравилось одевать джуббу в полоску» (Бухари). В хадисе от Абу Дауда досточтимая Аиша (р.а.) передает, что посланник Аллаха (ﷺ) одел черную шерстяную джуббу.
Умм Саляма (р.а.) передает: «Любимой одеждой посланника Аллаха (ﷺ) была длинная рубаха» (Тирмизи).
Асма бинт Язид (р.а.) передает: «Рукава длинной рубахи посланника Аллаха (ﷺ) доходили ему до запястий» (Тирмизи).
Аль-Мисвар ибн Махрама (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Однажды Пророк (ﷺ), разделивший между людьми одежды наподобие кафтанов, ничего не дал Махраме, и он сказал мне: «О, сынок, пойдём со мной к посланнику Аллаха (ﷺ)». И я пошел с ним, а когда мы пришли к его дому, Махрама сказал: «Зайди и позови его ко мне, и я позвал к нему [Пророка ﷺ], который вышел к нему в одной из этих одежд и сказал: «Мы придержали это для тебя». [Махрама] посмотрел на неё и сказал: «Махрама доволен» (Бухари, Муслим).
Лучший из рода человеческого (ﷺ) на голову надевал головной убор под названием «калансува», вокруг оборачивал чалму. Посланник Аллаха (ﷺ) носил чалму постоянно и при этом говорил, что и ангелы носят чалму. Во время чудесного вознесения на небеса, Пророк Мухаммад (ﷺ) видел многих ангелов в чалмах. (Хайсами, V, 120). Ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) одевал белую чалму» (Хайсами, Меджмауз-Зеваид, 5/121). Джабир ибн Абдуллах (р.а.), передает, что когда посланник Аллаха (ﷺ) вступил в Мекку в год её покорения, на нём была черная чалма. (Муслим)
Абу Хурейра (р.а.) спросил у посланника Аллаха (ﷺ): «О, посланник Аллаха (ﷺ)! Ты одеваешь шалвары?» Пророк Мухаммад (ﷺ) ответил: «Да, одеваю на войне и в мире, и ночью, и днем. Потому, что мне было велено покрываться и ничего лучше этого я не нашел» (Абу Яла, Муснад, 11/25, №6162).
Белый и черный цвета – мустахаб. Зеленый цвет также является сунной.
Белый цвет:
Причина того, что Пророк (ﷺ) выделял и поощрял белый цвет: Аш-Шавкани (рахимахуллахи) сказал: «Что касается приятности белой одежды, то это явно (видно), что касается того, что она самая чистая, это потому что малейшая грязь на белом бывает видна, и его сразу моют, если эта нечистота (наджас), и одежда становится чистой, как пришло из хадиса, в котором Пророк (ﷺ) делал дуа:
اللهُمَّ نَقِّنِي مِنَ الخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ
Транслитерация:
«Аллахумма наккынии минахатаайаа камаа йунаккы-Ль-саубуль-абйаду минадданаси»
Перевод:
«О, Аллах! Очисть меня от моих грехов, как ты очистил белую одежду от грязи» (Бухари, Муслим).
Повеление в хадисе о ношении белого не является обязательным, а как желательное, ибо в преданиях есть, что сподвижники одевали не только белую одежду…».
В другом месте аш-Шавкани (рахимахуллахи) сказал: «Умар (р.а.) посчитал, что белый цвет очень желателен для чтеца Куръана». Абдуллах ибн Аббас (р.а.) передает, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Из вашей одежды носите белую, ибо она является лучшей из ваших одежд, и заворачивайте в неё своих покойных» (Абу Дауд).
Черный цвет: Аиша (р.а.) рассказывала: «Вышел Посланник Аллаха (ﷺ) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха» (Муслим).
Зеленый цвет:
Анас ибн Малик (р.а.) передает: «Наш посланник Аллаха (ﷺ) из всех цветов больше всего любил зеленый» (Беззар, Кешф ел-Естар, 3/361).
Ибн Сирин (рахимахуллахи) говорит: «Темим ед-Дари (р.а.) купил за 1000 дирхемов джуббу и прочитал в ней намаз» (Таберани).
الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي كَساني ما أُوَاري بِهِ عَوْرَتي وَأَتَجَمَّلُ بِهِ في حياتي
Транслитерация:
«Альхамдулилляхи ллязи каса-ни ма увари би-хи ‘аурати ва атаджаммалю би-хи фи хаяти»
Со слов Умара (р.а.) передают, что он слышал, как посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Аллах будет хранить и защищать того, кто наденет новую одежду и скажет: «Хвала Аллаху, Который одел меня в то, чем я прикрою свою наготу и что послужит мне украшением в моей жизни», а потом возьмёт свою изношенную одежду и отдаст её нуждающемуся, и не сойдёт такой человек с пути Аллаха ни при жизни, ни после смерти» (Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Ас-Сунни).
Награда за это деяние будет увеличиваться, если в той одежде, которую вы отдали, другой человек будет молится, совершать намаз и другие благие деяния.