Что такое исламский феминизм? Позвольте мне предложить краткое определение: это феминистский дискурс и практика, сформулированные в исламской парадигме. Исламский феминизм, который получил свое понимание из Корана, стремится к правам и справедливости и для женщин, и для мужчин, в совокупности их существования. Исламский феминизм очень спорное, но тесносвязанное понятие. Исламский феминизм породил одновременно надежды и страхи.
Важно различать исламский феминизм как явно аналитический термин от исламского феминизма как термина идентичности. Некоторые мусульманки описывают свою практику как определение и пропаганду коранических практик в парадигме гендерного равенства и социальной справедливости. Другие не называют это понятие исламским феминизмом, но описывают его как исламский проект повторного чтения Корана, ориентированный на потребности женщин.
Исламский феминизм является глобальным явлением. Это не продукт Востока или Запада. На самом деле, это понятие выходит за пределы Востока и Запада. Исламский феминизм происходит в различных обстоятельствах по всему миру, будь то страны с мусульманским большинством или меньшинством.
Исламский феминизм превосходит и разрушает укоренившиеся оппозиции, которые включали полярности между "религиозным" и "светским", а также между «Востоком» и «Западом». Нередко есть те, кто видит исламский феминизм или признание исламского феминистского дискурса, как создание или подтверждение полярности. Исламский феминистский дискурс делает прямо противоположное: демонстрирует общие интересы и цели, начиная с базовых утверждений гендерного равенства и социальной справедливости. Предложения или обвинения в предполагаемом «столкновении» между «светским феминизмом» и «религиозным» может быть либо результатом отсутствия исторических знаний, либо политически мотивированной попыткой воспрепятствовать широкой солидарности среди женщин.
Исламский феминизм выступает за права женщин, гендерное равенство и социальную справедливость, используя исламский дискурс как первостепенный дискурс, хотя и не обязательно единственный.
Основными методологиями исламского феминизма являются классические исламские методологии иджтихада (независимое расследование религиозных источников) и тафсир (толкование Корана).
Есть много аятов Корана, которые, говорят о равенстве мужчины и женщины. Одним из них является сура Аль-Худжурат: "О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – знающий, сведущий!» (аят 13) По своей сути, все человеческие существа равны, они отличаются между собой на основе их практик или реализация фундаментальных коранических принципов справедливости. Следовательно, нет никакого противоречия между «быть феминистской» и «быть мусульманкой» после того, как мы воспринимаем феминизм как осознание ограничения, налагаемого на женщин по признаку пола, отказа от такого ограничения и усилия по созданию и реализации более справедливой гендерной системы.
В качестве примера нового толкования Корана, мы можем посмотреть на суру 4, аят 34: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, – поистине, Аллах возвышен, велик!» Люди были созданы разными биологически в целях продолжения рода. Только в конкретных контекстах и обстоятельствах мужчины и женщины принимают различные условные роли и функции. Только женщина может родить и кормить молоком, и, таким образом, в данном конкретном обстоятельстве, муж предписывается Кораном для оказания материальной поддержки, как указано в 4:34 «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества.» Некоторые ученые показывают, что «стоять над» передает понятие «обеспечивать» и, что этот термин используется директивно, чтобы показать, что мужчины должны обеспечивать женщин в контексте деторождения. Это также не означает, что женщины не могут обеспечивать себя в этом обстоятельстве. Арабское слово «стоят над» в данном аяте не является безусловным заявлением мужской власти и превосходства над всеми женщинами для всех времен, как утверждают традиционные переводчики-мужчины. Таким образом, женщины-толкователи показывают, как мужская классическая интерпретация превращает конкретное и условное в универсальное.
Исламский феминизм служит людям в их личной жизни, а также может стать силой для улучшения государства и общества. Что касается беспокойства мусульманских женщин в западных диаспорах и мусульманских общинах меньшинств, второе поколение мусульманских женщин часто оказывается между практикой и нормами самобытной культуры своих родителей, которые мигрировали из стран Ближнего Востока и Южной Азии, и образа жизни новых стран. Исламский феминизм помогает этим женщинам распутать патриархат и религию; дает им исламский способ понимания гендерного равенства, социальных возможностей и своего собственного потенциала.
С другой стороны, исламский феминистский дискурс в равной степени актуален и в преимущественно мусульманских странах. Он представляет собой другое заявление мнения людей, их понимания и привязанности к своей религии и культуре, пытаясь сохранить гендерное равенство.
В перетолковании Корана и хадисов, исламские феминистки представляют убедительные аргументы, что ислам не одобряет бессмысленное насилие в отношении женщин, говоря о том, что насилие в отношении женщин действительно антиисламская практика. Само по себе это не положит конец насилию, но это одна из многих оружий против этого.
Исламский феминизм в целом является более радикальным, чем светский феминизм. Исламский феминизм настаивает на полном равенстве женщин и мужчин в государственном /частном спектре (светские феминистки исторически принимают идею равенства в общественной сфере и понятие комплементаризма в частной сфере). Исламский феминизм утверждает, что женщины могут быть главами государств, вести молитву, быть судьями и муфтиями. В некоторых мусульманских странах мусульманские женщины работают в качестве судей, премьер-министров, а некоторые - глава государства. Таким образом, исламский феминизм приносит пользу мусульманам обоих полов, а также не-мусульманам, живущих бок о бок с мусульманами.
Исламский феминизм - это феминистский дискурс четкого закрепленный в исламской парадигме, поведения и действия, вдохновленные им вводятся в действие именем Ислама. Некоторые мусульмане, которые говорили об исламском феминизме были среди формирователей нового дискурса или активистов, вдохновленными этим. Другие мусульмане - ученые, писатели, журналисты и общественные интеллектуалы, комментировавшие исламский феминизм, - вступали в дебаты.
Я хотела бы еще раз подчеркнуть, что феминизм мусульманских женщин является феминизмом в рамках ислама, то есть сформулированный в рамках ислама - хотя и не только в этих рамках, так как феминизм также сформулирован в национальной, гуманитарной и демократической дискурсах.
Ahram