С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Хиджаб был предписан Аллахом ещё до ислама. Ещё за несколько тысяч лет назад со времен пророка Ибрахима (а.с.) (библейский Авраам). В религии пророка Исы (а.с.) (библейский Иисус) также христианской женщине было предписано закрывать тело покрывалом.
Весьма интересны высказывания Св. Павла в Новом Завете относительно покрывания головы женщинами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава – Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему и жена должна иметь на голове своей знак власти над нею для ангелов» (1 Коринфянам, 11: 3-10).
Как указывает профессор библейской литературы раввин Менахем Брайер в своей книге «Еврейская женщина в раввинистической литературе», у евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах не иначе, как с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо и оставляя открытым один глаз. Автор приводит слова одного из древних учителей: «Не годится дочерям Израиля выходить с непокрытой головой».
«Да будет проклят тот мужчина, который позволяет своей жене показывать ее волосы… женщина, которая выставляет напоказ свои волосы в качестве украшения, приносит бедствия».
Уилл Дюрант пишет: «При Зороастре женщины пользовались высоким уважением, вполне свободно и прилично общались с народом. После Дария общение женщин с обществом, особенно среди богатого класса, было взято под контроль. Малообеспеченные женщины были вынуждены работать и естественно общаться с народом. Поэтому, они были более свободными. Но среди других женщин распространилось соблюдение покрывала».
Американский историк пишет: «Женщины из высших классов общества не осмеливались выходить из дома, разве что на крытом паланкине».
Таким образом, из истории практики хиджаба видно, что покрывало носили те женщины, которые пользовались в обществе уважением и имели высокое положение.
В Коране сказано:
«О, потомки Адама! Мы ниспослали вам одежду для прикрытия вашей наготы и [для] украшения. Однако одежда богобоязненности [вера, страх перед Аллахом, высокая нравственность] – наилучшая! Это [ниспослание одежды] одно из знамений Аллаха, чтобы они [люди] приняли наставление» (аль-А’раф, 26).
Аллах говорит про верующих женщин:
«И пусть прикрывают покрывалом вырез на груди [покрывая голову, шею и грудь] и не показывают свою красоту [то есть, все тело, кроме лица и кистей рук] никому, кроме своих мужей, отцов, свекров, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей братьев, сыновей сестер, или своих женщин, рабов, стариков, не испытывающих вожделения, и детей, которые не осознают женской наготы» (ан-Нур, 31).
Господь продолжает:
«На пожилых женщинах, которые не надеются на замужество [и у которых уже нет потребности в браке], нет греха, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своих украшений. Но отказаться от этого лучше для них» (ан-Нур, 60).
Как видно из этого аята, строгое предписание о хиджабе дает некоторые послабления для очень пожилых женщин, лишенных полового влечения и не вызывающих его. Однако, как говорят арабы: «для каждого упавшего найдется тот, кто его поднимет», поэтому более предпочтительно и пожилым женщинам соблюдать нормы хиджаба полностью.
«О, Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала. Так их легче будет отличить [от рабынь и женщин легкого поведения], чтобы не причинить им обиды» (аль-Ахзаб, 59).
В книге «Танбихуль-Мугтаррин» говорится: «Достоинство женщины оценивается в зависимости от ее скромности».
«И если вы просите у них [жен Пророка] какую-то утварь, то просите через завесу» (аль-Ахзаб, 53).
Хотя предписание в аяте и адресовано женам Пророка (ﷺ), но смысл его охватывает всех мусульман, как писал об этом имам аль-Джассас в «Ахкам аль-Куръан».
Все ученые Ахлюс-Сунна уаль-Джамаат единогласны в том, что женщине обязательно укрывать все свое тело перед мужчинами, не приходящимися ей махрам, за исключением кистей ее рук (от пальцев до запястий) и лица. Другие части ее тела, включая волосы, руки, ноги, шею и грудь должны быть покрыты и скрыты в присутствии мужчин, не приходящихся ей махрам.
Аиша (р.а.) говорит: «У женщин курайшитов есть достоинства, но клянусь Аллахом, я не видела женщин лучше, чем женщины ансаров. Никто не верил в Книгу Аллаха и ниспосылаемые откровения сильнее, чем они. Когда был ниспослан аят из суры «Нур»: «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», мужчины-ансары вернулись к своим женщинам и начали читать им то, что ниспослал Аллах и на утренней молитве женщины ансаров выглядели так, будто на их головах сидели вороны (по причине их одежды)» (Бухари).
Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Женщина – аурат. При ее выходе на улицу шайтан с ее помощью ищет возможность свести других с истинного пути» (Тирмизи).
«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как во времена джахилии, [полноценно] совершайте намаз, выплачивайте закят и подчиняйтесь Аллаху и Его Посланнику. Поистине, Аллах желает удалить от вас все скверное, о семья Пророка, и очистить вас [от всего дурного] полностью» (аль-Ахзаб, 33).
Хиджаб в широком смысле – это не просто одежда женщины, закрывающая ее тело от посторонних взглядов, это образ жизни верующей мусульманки в целом – манера вести себя, разговаривать, проводить большую часть времени дома, а выходя по необходимости, закрываться от посторонних мужчин.