Современные родители – активные, продвинутые, сознательные. Они довольно рано начинают готовить детей к большой жизни. Это логично, ибо современность требует «быть на уровне», в том числе и от наших детей. Поэтому мы, родители, всегда готовы их поддержать, быть рядом с ними. Ну, или немного впереди…?
Беспокойное детство
Встречаются такие папы-мамы, которые занимаются детьми очень плотно. Уже с годовалого возраста в жизни младенца могут появиться преподаватели, расписания, домашние задания. Затем наступает черёд детских садиков, центров, кружков. А дальше – школа. Тут ребёнка, кроме основных уроков и ежедневной «домашки», ждут многочисленные факультативы, студии, олимпиады, состязания, смотры, и наконец, ОГЭ с ЕГЭ.
Всё это требует от детей и родителей немалых усилий – физических, моральных, временны́х. Но уважающие себя взрослые не сдаются - они не позволяют себе лишать ребёнка спортивной секции, художественной школы или кружка иностранных языков. А как иначе? Ведь цели по-настоящему большие - уметь, знать, мочь…почти всё!
Бесспорно, с такими усилиями развитие ребёнка идёт быстрыми темпами, а потеря времени на что-то второстепенное практически исключается. Однако, современная потребность родителей загружать ребёнка, может иметь и оборотную сторону:
1. Из-за того, что в жизни ребёнка много родительских «надо», в ней почти не остаётся детских «интересно». Ребёнок может так и не научится слышать и понимать себя.
Тем временем, выявлять и развивать интересы и способности ребёнка важно не только как стимул для хорошей результативности, но и как вполне реальный ориентир на будущее - какую профессию выбрать, чем заниматься, став взрослым?
2. Другая сложность этой ситуации в том, что ребёнок может оказаться сильно загружен - как количеством занятий в школе и помимо неё, так и количеством информации, которую необходимо перерабатывать и усваивать. Готова ли к этому его нервная система – большой вопрос.
3. Из предыдущего пункта вытекает немалая вероятность детского стресса и беспокойства. Во-первых, из-за того, что от ребёнка постоянно ждут высоких результатов - родители, учителя, тренеры и пр. Его буквально вынуждают всегда быть «быстрее, выше, сильнее» сверстников. Вообразите, какое это напряжение для детского организма в целом.
Во-вторых, детям передаётся тревога родителей, которая часто сопровождает их гипер-заинтересованность в достижениях детей. Если сюда добавятся (что очень реально) нехватка у ребёнка сна и отдыха, то ослабленность и болезненность не заставят себя ждать.
4. Рассмотренная ситуация может привести к закрытости ребёнка (в первую очередь, от родителей), т.к., в погоне за интеллектуальным развитием и непременными победами, родители могут пропустить эмоциональное взаимопонимание со своим ребёнком, не успеть сформировать духовной связи с ним.
С годами дети отдаляются от родителей – взрослеют. Это объективно и неизбежно. Поэтому, если в детстве эмоциональное общение с ребёнком было недостаточным, то наверстать упущенное уже по мере его роста, обычно мало у кого получается.
Давайте успокоимся!
Всё выше сказанное не означает, что детей нужно предоставить самим себе. Вовсе нет – ими необходимо заниматься, уже потому что за это придётся держать ответ в День Суда.
Однако, чтобы не мучила совесть (или родительские амбиции), а также, чтобы сохранить в здравии наших детей, имеет смысл задуматься, как добиться равновесия в этом вопросе. Вот несколько советов:
Во-первых, по ребёнку обычно видно, какие занятия он предпочитает или какой вид спорта ему интересней. Стоит это учитывать, даже, если для вас это неожиданно или не очень понятно. Он, хоть и маленький, но всё-таки другой человек. Пусть движется по своей орбите.
Во-вторых, расписание занятий (школьных, дополнительных, спортивных и пр.) должно учитывать физическое и психическое развитие ребёнка. Не надо его перегружать. Дети растут и меняются, возможно, через месяц-другой увеличение нагрузки станет возможно само собой. А если нет – значит, решение притормозить было правильным.
В-третьих, ни себе, ни своему ребёнку не ставьте в пример успехи других детей. У соседского сына-спортсмена или у одноклассника-отличника своя дорога, свои трудности и свои успехи. Причём здесь ваш ребёнок? Чтобы не занижать его самооценку и не отбивать охоту что-то делать, просто откажитесь от каких бы то ни было сравнений, отучитесь от них.
В-четвёртых, не пытайтесь брать на себя больше, чем вам положено Всевышним, как родителю. Не бойтесь, что чего-то не додадите ребёнку. Будь уверены, он получит ровно столько, сколько ему "на роду написано".
Родительское участие в жизни детей, разумеется, зна́чимо, поэтому и нужно честно, с правильным намерением делать для них, сколько в наших силах. Вместе с тем, принципиально важно умение полагаться на Аллаха, принимать уготованный результат. Ведь этот результат - не от наших вложений, а только от Щедрости Всевышнего.
Дай, Аллах, счастья вам и вашим детям!
Гузель Ибрагимова