12 жен Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) |
Имя |
Замужество Возраст Год |
Дата смерти Возраст Год |
Количество переданных хадисов
|
Возраст Посланника Аллаха
|
Количество лет, прожитых вместе
|
1. Хадиджа бинт Хувайлид (вдова)
|
40, за 15 лет до начала пророчества
|
65, 10 лет после начала пророчества
|
-
|
25
|
25
|
2. Савда бинт Зам’а (вдова)
|
50, 10 лет после начала пророчества
|
72, 22 год хиджры |
5
|
50
|
14
|
3. Айша ас-Сыддыка бинт АбуБакр(девица) |
17-18* 1 год хиджры |
66-67, 57-58 год хиджры |
2210
|
54
|
9
|
4. Хафса бинт ‘Умар аль-Фарук (вдова)
|
21 3 год хиджры |
63, 45 год хиджры
|
60
|
56
|
8
|
5. Зайнаб бинт Хузейма (вдова)
|
30 3 год хиджры |
30, 3 год хиджры
|
-
|
56
|
3 мес.
|
6. Умму Саляма Хинд бинт Хузейфа (вдова)
|
29 4 год хиджры |
84, 61 год хиджры |
378
|
57
|
7
|
7. Зайнаб бинт Джахш (разведенная)
|
35 5 год хиджры |
53, 20 год хиджры |
11
|
58
|
6
|
8. Джувайрийа бинт Харис (взята в плен, девица)
|
20 5 год хиджры
|
65, 56 год хиджры
|
7
|
58
|
6
|
9. Умму Хабиба Рамла бинт Абу Суфйан (вдова)
|
30 7 год хиджры |
72, 44 год хиджры |
65
|
60
|
4
|
10. Сафийа бинт Хувей (взята в плен, вдова)
|
17 7 год хиджры |
60, 50 год хиджры |
10
|
60
|
примерно 45 мес.
|
11. Меймуна бинт Харис (вдова)
|
36 7 год хиджры |
80, 51 год хиджры
|
46
|
60
|
примерно 39 мес.
|
12. Мария Коптская (девица) |
20 7 год хиджры |
30, 16 год хиджры
|
-
|
60
|
4
|
*То, что Аиша (радыйаллаху анха) на момент замужества была уже зрелой девушкой, подтверждается биографией ее старшей сестры Асмы (радыйаллаху анха). Асма умерла в 73 году хиджры, в возрасте ста лет. На момент начала хиджры (переселения) ей было двадцать семь лет. Аиша (радыйаллаху анха) была на десять лет младше своей сестры, то есть в момент начала переселения ей было семнадцать лет. Кроме того, до замужества с посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) Аиша была обручена с Джубайром. То есть на тот момент она была уже в возрасте, позволявшем выходить замуж.
В 6 аяте суры «аль-Ахзаб» Священного Корана Всевышний Аллах объявляет жен Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) «Уммахатуль-му’минун» – «матерями всех правоверных».
В другом аяте Он говорит, что они отличаются от обычных женщин, обладая рядом особенностей:
«Если он разведется с вами, то его Господь, может быть, заменит вас женами лучше вас – обратившимися в ислам, верующими, благочестивыми, кающимися, поклоняющимися [Аллаху], постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами» (ат-Тахрим, 66/5).
В этом священном аяте говорится о нравственных качествах жен Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и о том, что он не мог разводиться ни с одной из тех женщин, на которых был женат.
Эти благочестивые жены Солнца обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям), матери всех правоверных, как об этом говорится в аяте, были верующими мусульманками, которые посвятили себя служению Аллаху. Вся их жизнь была борьбой за веру. Они даже в самые тяжелые моменты жизни ни на шаг не отступали от веры, а трудности и невзгоды на этом пути только укрепляли их верность.
Повинуясь Аллаху и Его Посланнику, они вверили себя Господу. Они постоянно совершали тауба (покаяние) перед Аллахом, просили прощения за все свои ошибки, о которых они знали, и те, которые могли совершить по неведению. Жизнь каждой из них была наполнена покаянием, покорностью Аллаху, отстраненностью от мирских благ, ночными намазами и дневными постами. Все они были искренни и благодетельны.
Поэтому их жизнь отличалась от жизни других женщин. В Священном Коране Всевышний Аллах повелевает: «О жены пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина…» (аль-Ахзаб, 33/32). Тем самым Он превозносит их над остальными и объявляет об этом всей умме. И то, что должно отличать их от других, объяснялось так:
1. Они не могли больше выходить замуж после смерти Посланника Аллаха.
Любая мусульманка после смерти мужа, по истечении необходимого срока, может опять выйти замуж. Это общий закон для всех женщин в Исламе. Однако этот закон не распространялся на жен Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Ибо им было запрещено выходить замуж за другого мужчину. Так как Аллах, возвысив их степень тем, что сделал женами Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и матерями всех правоверных, желал, чтобы это сохранилось за ними вплоть до Конца Света… Об этом говорится в священных аятах:
«Вам не подобает ни огорчать Посланника Аллаха, ни жениться когда бы то ни было на его вдовах после его смерти, ибо это – великий грех пред Аллахом. Делаете ли вы что-либо явно или тайно [ – все равно], ибо Аллаху ведомо все сущее» (аль-Ахзаб, 33/ 53-54).
2. Жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) должны были скрывать свои лица и кисти рук под покровом и одеждой.
По мазхабам имама Абу Ханифы и имама Малика женщинам не обязательно скрывать лицо и кисти рук под одеждой. Но каждая достигшая совершеннолетия женщина должна скрывать под одеждой все тело, кроме лица и кистей рук. Жены пророка должны были скрывать под покровом все тело, включая лицо и кисти рук.
3. С ними можно было общаться только через занавес.
Любой посторонний мужчина, находясь в доме Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), если хотел попросить о чем-нибудь жен Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), то мог сделать это только через занавес. Об этом говорится в священном аяте:
«Если вы просите у жен Пророка что-либо, то просите ее через завесу. Это безгрешнее для ваших и их сердец» (аль-Ахзаб, 33/53).
4. Двукратное воздаяние за каждое содеянное ими добро и зло.
Жены Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) за каждое совершенное ими благодеяние получали вознаграждение от Аллаха в двойном размере. Если они совершала нечто греховное, то им записывался грех вдвое больший. Такова была воля Аллаха. Об этом говорится в Священном Коране:
«О жены Пророка! Если кто-либо из вас совершит явное прелюбодеяние, то наказание ей будет удвоено. И это для Аллаха совсем не трудно»
«А той из вас, которая будет покорна Аллаху и Его Посланнику и будет вершить добро, Мы воздадим двойной наградой, и Мы уготовили для нее прекрасный удел»
«О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных [речей] – не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, – а говорите обычные слова»
«Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело»
«Запоминайте [, о жены Пророка,] то, что читают вам в ваших домах из аятов и мудрости Аллаха. Воистину, Аллах великодушен и всеведущ» (аль-Ахзаб, 33/30-34).
Мустафа Эриш