Значение, которое пророк Мухаммад ﷺ придавал письму и чтению

Значение, которое пророк Мухаммад ﷺ придавал письму и чтению

Умение писать и читать пророк Мухаммад ﷺ считал одним из эффективных методов воспитания и обучения. В условиях, когда людей, умеющих писать и читать, было мало, очень остро стоял вопрос сохранения знания путем закрепления в письменных источниках.

В доисламский период на Аравийском полуострове письмом пользовались редко. По одним историческим сведениям, в Мекке, которая была крупным поселением, насчитывалось всего 4-5 людей, которые владели грамотой. Но имеются и другие сведения, что все было не настолько плохо. Даже есть упоминание о женщинах, умеющих читать и писать.

Например, Шифа, близкая родственница досточтимого Умара, учила его дочь Хафсу чтению и письму (р.а.) (Ибн Ханбаль, 6/372).

Как известно, Хафса, которая была супругой пророка Мухаммада ﷺ, в дальнейшем занималась воспитанием других женщин. Досточтимая Хафса передала множество хадисов, которые дошли до наших дней.

Значение, которое пророк Мухаммад ﷺ придавал письму и чтению

Находясь в Мекке, пророк Мухаммад ﷺ использовал дом своего сподвижника Аркама в качестве центра воспитания и обучения. Там читали и записывали аяты, обучали знаниям по исламу. Ниспосланные повеления затем претворялись в жизнь.

Пророк Мухаммад ﷺ тратил на это много сил и вдохновлял людей. Взявшись за воспитание и обучение мединских мусульман, наш Пророк ﷺ до переезда в Медину, организовывал занятия при встречах или путем отправки учителей.

Первое, что он сделал после переезда, создал условия для обучения, выделив место, примыкающее к мечети, которое носило название «Суффа». Как писал Хамидуллах, Суффа была первым университетом Ислама (Хамидуллах, 1993, 768).

Наш любимый Пророк ﷺ сам давал здесь уроки. Те его сподвижники, которые получили образование в «Суффа», разошлись по всему Аравийскому полуострову, как с целью распространения ислама, так и с целью обучения людей.

Пророк ﷺ использовал язычников для обучения грамоте. Он не видел ничего плохого в том, чтобы они учили, особенно письму, и, даже наоборот, поощрял их к этому. Он настолько ценил знания, что язычникам, попавшим в плен после битвы Бадр, даровал свободу в обмен на обучение 10 детей мусульман письму и чтению (И6н Сад, 14/17).

Значение, которое пророк Мухаммад ﷺ придавал письму и чтению

То, что пророк Мухаммад ﷺ использовал даже помощь язычников, свидетельствует о чрезвычайной важности, которую он придавал этому делу. В источниках сообщается, что некоторые учителя грубо относились к своим ученикам, и отец одного из учеников, узнав об этом, сказал: «Он мстит нам за Бадр» (Ибн Ханбаль, 1/247).

Из этого следует, что письмо было важным разделом знания, которому пророк Мухаммад ﷺ придавал большое значение. Были записаны аяты священного Корана, закреплена письменным документом первая перепись населения Медины. Даже все договора, в том числе и соглашение Медины, были сохранены в письменной форме. Наряду с записью государственных доходов, было зафиксировано количество воинов в военное время.

Топ-7 книг для подготовки к Рамадану

Пророк ﷺ обращался к обществу, которое жило по законам «джахилии» (невежества). Он воспитал личности, вышедшие из этого общества, и создал новую формацию. Руководством и основой для осуществления сложной задачи направления людей к знаниям, культуре, образованию является учение Корана. Ибо Коран разделяет те, кто знает и не знает. Вот некоторые аяты Корана, отражающие эту истину:

«Разве знающие равны незнающим?» (Зумар, 9);

«Господь мой! Увеличь мои знания!» (Таха, 114);

«Спросите у людей знающих, если сами не знаете» (Нахл, 43).

На протяжении всей истории человечества все пророки занимались тем же.

Значение, которое пророк Мухаммад ﷺ придавал письму и чтению

Пророки показывали людям правильный путь, обучали методам обретения милости Аллаха, помогали достичь благочестия и были проводниками и примером для людей.

Пророк Мухаммад ﷺ охарактеризовал ученых, как «наследников пророков». Говоря: «Ученые подобны звездам на небе. Как звезды показывают путь в темноте, они являются проводниками на земле» (Бухари, 3/30; Тирмизи, 3/19), он указывал, что ученые, показывая путь, берут пример с пророков.

Все фото: Ислам-тудей

«Наш Пророк ﷺ»

Социальные комментарии Cackle