Умение писать и читать пророк Мухаммад ﷺ считал одним из эффективных методов воспитания и обучения. В условиях, когда людей, умеющих писать и читать, было мало, очень остро стоял вопрос сохранения знания путем закрепления в письменных источниках.
В доисламский период на Аравийском полуострове письмом пользовались редко. По одним историческим сведениям, в Мекке, которая была крупным поселением, насчитывалось всего 4-5 людей, которые владели грамотой. Но имеются и другие сведения, что все было не настолько плохо. Даже есть упоминание о женщинах, умеющих читать и писать.
Например, Шифа, близкая родственница досточтимого Умара, учила его дочь Хафсу чтению и письму (р.а.) (Ибн Ханбаль, 6/372).
Как известно, Хафса, которая была супругой пророка Мухаммада ﷺ, в дальнейшем занималась воспитанием других женщин. Досточтимая Хафса передала множество хадисов, которые дошли до наших дней.
Находясь в Мекке, пророк Мухаммад ﷺ использовал дом своего сподвижника Аркама в качестве центра воспитания и обучения. Там читали и записывали аяты, обучали знаниям по исламу. Ниспосланные повеления затем претворялись в жизнь.
Пророк Мухаммад ﷺ тратил на это много сил и вдохновлял людей. Взявшись за воспитание и обучение мединских мусульман, наш Пророк ﷺ до переезда в Медину, организовывал занятия при встречах или путем отправки учителей.
Первое, что он сделал после переезда, создал условия для обучения, выделив место, примыкающее к мечети, которое носило название «Суффа». Как писал Хамидуллах, Суффа была первым университетом Ислама (Хамидуллах, 1993, 768).
Наш любимый Пророк ﷺ сам давал здесь уроки. Те его сподвижники, которые получили образование в «Суффа», разошлись по всему Аравийскому полуострову, как с целью распространения ислама, так и с целью обучения людей.
Пророк ﷺ использовал язычников для обучения грамоте. Он не видел ничего плохого в том, чтобы они учили, особенно письму, и, даже наоборот, поощрял их к этому. Он настолько ценил знания, что язычникам, попавшим в плен после битвы Бадр, даровал свободу в обмен на обучение 10 детей мусульман письму и чтению (И6н Сад, 14/17).
То, что пророк Мухаммад ﷺ использовал даже помощь язычников, свидетельствует о чрезвычайной важности, которую он придавал этому делу. В источниках сообщается, что некоторые учителя грубо относились к своим ученикам, и отец одного из учеников, узнав об этом, сказал: «Он мстит нам за Бадр» (Ибн Ханбаль, 1/247).
Из этого следует, что письмо было важным разделом знания, которому пророк Мухаммад ﷺ придавал большое значение. Были записаны аяты священного Корана, закреплена письменным документом первая перепись населения Медины. Даже все договора, в том числе и соглашение Медины, были сохранены в письменной форме. Наряду с записью государственных доходов, было зафиксировано количество воинов в военное время.
Топ-7 книг для подготовки к Рамадану
Пророк ﷺ обращался к обществу, которое жило по законам «джахилии» (невежества). Он воспитал личности, вышедшие из этого общества, и создал новую формацию. Руководством и основой для осуществления сложной задачи направления людей к знаниям, культуре, образованию является учение Корана. Ибо Коран разделяет те, кто знает и не знает. Вот некоторые аяты Корана, отражающие эту истину:
«Разве знающие равны незнающим?» (Зумар, 9);
«Господь мой! Увеличь мои знания!» (Таха, 114);
«Спросите у людей знающих, если сами не знаете» (Нахл, 43).
На протяжении всей истории человечества все пророки занимались тем же.
Пророки показывали людям правильный путь, обучали методам обретения милости Аллаха, помогали достичь благочестия и были проводниками и примером для людей.
Пророк Мухаммад ﷺ охарактеризовал ученых, как «наследников пророков». Говоря: «Ученые подобны звездам на небе. Как звезды показывают путь в темноте, они являются проводниками на земле» (Бухари, 3/30; Тирмизи, 3/19), он указывал, что ученые, показывая путь, берут пример с пророков.
Все фото: Ислам-тудей
«Наш Пророк ﷺ»