Начало: Голуби и паук: как эти животные связаны с жизнью Пророка Мухаммада (мир ему)?
Через три дня Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в путь по направлению к Медине. В этом повествовании имеется шесть поучительных моментов.
Первый: Любой падишах может победить своих врагов благодаря силе своего войска. Но войско Господа миров (велик Он и могуч) обладает чудесными особенностями. Иногда Он делает комара победителем целого войска, иногда делает муравья помощником пророка, иногда превращает паука в привратника Своего любимца.
Второй: Сообщается, что когда Посланник, мир ему, находился в пещере, Джибриль, мир ему, обратился к Всевышнему со словами: «Божественный! Разреши мне закрыть своим крылом вход в пещеру, или же укрыть гору Саур, чтобы неверные ее не обнаружили».
Всевышний сказал: «О, Джибриль! Быть укрывающим ‒ это свойство, присущее Мне. Моё абсолютное могущество проявится в том, что Я отправлю слабенького паука и посредством него избавлю Моего друга от угрозы со стороны врагов».
Пауку было дано указание, и паук совершил земной поклон в знак благодарности. Послышался глас: «Эй, бедный паук! Плети свою паутинку и довольствуйся одной пойманной мухой. Однако будь готовым проявить усердие».
Паук с какой-то надеждой ждал семьсот лет у входа в пещеру. Ночью и днем его одолевало нетерпение. И вот, когда той ночью Посланник, мир ему, вошел в пещеру, слабый паук тотчас начал плести свою паутину и полностью закрыл вход в пещеру.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Абу Бакру, да будет Аллах доволен им: «С давних пор я беспокоился о том, как же моя слабая умма перейдет тончайший Сират? Но теперь мое сердце успокоилось. Всевышний сказал так: «Мой любимец! Если Я защитил тебя от угрозы посредством тонкой паутины, завтра в Судный день также спасу твою умму на мосту Сират».
Третий: Паук сплел свою паутину. Голубица снесла яйца. Язычники сказали: «Если бы они вошли в пещеру, паутина порвалась бы и голубиные яйца разбились бы, а голуби давно улетели бы».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр, да будет Аллах им доволен, находясь внутри, слышали их разговоры. Шайтан тоже захотел устроить там козни. Но Джибрилю, мир ему, было велено, и он ударил крылом. Разверзлась земля, и шайтан провалился на самое дно седьмого слоя земли.
Здесь есть указание на то, что при последнем издыхании му᾿мина шайтан захочет лишить его имана. Однако Всевышний взором Своего могущества ввергает шайтана в самое дно Ада (афсал-и сафилин), а душу Своего раба доставляет на высочайший Иллийюн.
Четвертый: Это был тот самый паук, который указал Ибрахиму, мир ему, место Святой Каабы. Он получил повеление: «Ты помог моему Халилю. Теперь же оставайся здесь в итикафе, а потом послужишь привратником моему Хабибу и сможешь увидеть его прекрасный лик».
О, мой дорогой! Уж коли паук удостоился чести встретиться в Посланником Аллаха, мир ему, благодаря тому, что указал Ибрахиму место Каабы, то поистине удостоятся чести увидеть лик Султана пророков те, кто укажет людям дорогу ко Всевышнему Аллаху, наставляя их произносить калима-и таухид. В этом нет ничего удивительного.
Пятый: В “Тадж аль-Кысасе” повествуется, что однажды змей явился к святому пророку Исе, мир ему, и спросил: «О, Рухуллах! В какой стороне проходит дорога в Священную Мекку?»
И сказал Пророк, мир ему, в ответ: «Что ты, змей, собираешься делать, добравшись до Мекки?» Змей же ответил: «Вот уже шестьсот лет как горю я в огне безутешной любви к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Не осталось у меня никакого терпения. Я его отправляюсь искать».
Иса, мир ему, сказал: «Между ним и мной пройдет шестьсот лет». Змей молвил: «О, Рухуллах! Не лишай меня надежды на милость Господню». И показал Иса, мир ему, змею дорогу, ведущую в Мекку. Ползая и катясь, добрался змей до той пещеры. Семьдесят норок вырыл змей в той пещере, надеясь, если закроют одну, то через другую он всё же увидит прекрасный лик Хабибуллаха. Шестьсот лет ожидал змей в той пещере.
Когда же Абу Бакр заткнул кусками рубашки те норки в пещере, оставались две дырки. Своей благословенной ногой он их тоже закрыл. А почтенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в это время заснул, положив голову ему на колени.
Абу Бакр-и Сиддик тихонечко плакал, глядя на прекрасный лик Хабибуллаха. Он говорил сам себе: «Эй, сын Абу Кухафа! Ты теперь удостоился такого безмерного счастья. Но если придется расстаться, маазаллах, это счастье покинет тебя. Тотчас послышался голос из мира сокровенного: «Эй, Абу Бакр, не бойся! На земле и в могиле и даже в Раю с любимцем Аллаха тебе не придется расстаться».
В итоге, тот змей столько раз натыкался об его благословенную ногу. Но ни разу не получил он возможность хоть на миг посмотреть на прекрасный лик Расулюллаха. Лишь последний шанс у него оставался: за ногу ужалить Абу Бакра. И когда уберет он свою ногу, ему откроется возможность взглянуть на Посланника Аллаха, мир ему. Змей так и сделал, ужалил Абу Бакра. От нестерпимой боли Абу Бакр заплакал.
Есть и такой риваят: Обратившись к змею, Посланник, мир ему, сказал: «Моего товарища в пещере почему ты заставил страдать?» Змей ему ответил: «О, Расулюллах! Тысячу двести лет я в этой пещере нахожусь в итикафе и столько же лет по тебе продолжаю страдать. И вот, наконец, наступает тот миг, когда к заветной цели я уже совсем близок. Поэтому и осмелился я пойти на такую дерзость. Однако воля твоя, я готов всему подчиниться». Посланник, мир ему, змея простил, приняв его оправдание.
Шестой: В “Тадж аль-Кысасе” упоминается, что Абу Бакр ас-Сиддик, да будет Аллах им доволен, в темноте той пещеры, терпя боль от укуса змеи и горечь от несправедливости этого мира, все же не стал горевать, так как Всевышний одарил его чем-то таким, что ценнее обоих миров.
Аллах отправил Джибриля, чтобы тот передал: «О, Посланник Аллаха! Всевышний велел передать Абу Бакру привет от Него и сообщить: «За четыре тысячи лет до сотворения Адама, мир ему, внутри этой скалы Я создал одну чашу и наполнил ее лекарством для исцеления Абу Бакра».
В тот же миг та скала раскололась, и появилась чаша с шербетом белее молока и слаще мёда, с ароматом вкуснее любых благовоний. Как только он выпил, получил исцеление.
Из книги "Истории Пророков"