Злословие – это склонность вести речь об отрицательных качествах и недостатках человека в его отсутствие, используя оскорбления и наветы.
Злословие категорически запрещено (харам). Аллах Всевышний говорит в Коране:
وَلَا يَغْتَب بَّعْضُكُم بَعْضًا
«...и не злословьте за спиной друг друга» (аль-Худжурат 49/12).
В хадисе, переданном от Абу Умамы (радыйаллаху анху) говорится:
اِنَّ الرَّجُلَ لَيُؤْتَي كِتَابَهُ مَنْشُورًا فَيَقُولُ يَا رَبِّ فَأَيْنَ حَسَنَاتِ كَذَا وَ كَذَا عَمِلْتُهَا لَيْسَتْ فِي صَحِيفَتِي فَيَقُولُ لَهُ مُحِيَتْ بِاِغْتِيَابِكَ النَّاسَ
«В Судный день человеку представят книгу его деяний в открытом виде. Человек скажет: «О, мой Господь! А где же совершенные мною такие-то и такие-то благодеяния? Их нет в книге моих деяний». Тогда Аллах Всевышний скажет: «Они были стерты из-за твоего злословия в адрес других людей» (Мунзири, ат-Таргиб ват-Тархиб, № 4188).
Это интересно: 5 случаев, когда ислам разрешает сплетни
Осман (радыйаллаху анху) рассказывал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ рассказывал:
أَلْغِيْبَةُ وَ النَّمِيمَةُ يَحُتَّانِ الْإِيمَانَ كَمَا يَعْضُدُ الَّاعِي الشَّجَرَةَ
«Так же как пастух выдергивает дерево, точно так же ложь и злословие выдергивают (из человека) веру» (Мунзири, ат-Таргиб ват-Тархиб, № 4186).
Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывал: «Когда посланник Аллаха ﷺ был вознесен на небеса в ночь Мираджа, то он посмотрел на Ад и увидел там людей, поедавших падаль. Обратившись к Джибрилю (алейхи салям) посланник Аллаха ﷺ спросил: «О, Джибриль! Кто это?». Джибриль (алейхи салям) ответил: «Это те, кто при жизни поедал мясо людей (занимаясь злословием)» (Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 1/257; Хайсами, Маджмауз-Заваид, 8/174 (№ 13131); Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 35453).
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) говорится:
مَنْ أَكَلَ لَحْمَ أَخِيهِ فِي الدُّنْيَا قُرِّبَ اِلَيْهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَيُقَالُ لَهُ كُلْهُ مَيِّتًا كَمَا أَكَلْتَهُ حَيَّا فَيَأْكُلُهُ وَ يَكْلَحُ وَ يَضِجُّ
«Кто при жизни поедал мясо своего брата (занимаясь злословием в его адрес), к тому оно (мясо человека, о котором он злословил) будет приближено в Судный день, и ему будет сказано: «Ешь его мертвого, так же как ты ел его при жизни». И он морщась и крича станет есть это» (Хайсами, Маджмауз-Заваид, 8/173 (№ 13129); Мунзири, ат-Таргиб ват-Тархиб, № 4175).
Важно знать: Почему сплетни подобны поеданию мертвечины?
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) рассказывал: «Мы находились рядом с посланником Аллаха ﷺ, как вдруг один из людей встал и ушел. Находившиеся там сказали: «О, посланник Аллаха! Как же этот человек худ или слаб».
Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал:
اِغْتَبْتُمْ صَاحِبَكُمْ وَ أَكَلْتُمْ لَحْمَهُ
«Вы позволили себе злословие в адрес вашего товарища, и вы ели его мясо» (Хайсами, Маджмауз-Заваид, 8/177 (№ 13144); Таберани, Муджамуль-Авсат, 1/145 (№ 458).
Аиша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Однажды, когда я находилась рядом с посланником Аллаха ﷺ, мимо нас прошла одна женщина. И я сказала об этой женщине: «Какая же она высокая».
Посланник Аллаха ﷺ сказал мне:
اِلْفِظِي اِلْفِظِي
«Сплюнь, сплюнь!». Сплюнув, у меня изо рта выпал кусочек мяса».
В хадисе, переданном от Анаса (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
لَمَّا عَرَجَ بِي رَبِّي مَرَرْتُ بِقَوْمٍ لَهُمْ أَظْفَارٌ مِنْ نُحَاسٍ يَخْمِشُونَ بِهَا وُجُوهَهُمْ فَقُلْتُ مَنْ هَؤُلَاءِ يَا جِبْرِيلُ قَالَ هَؤُلَاءِ الَّذِينَ يَأَكُلُونَ لُحُومَ النَّاسِ وَ يَقَعُونَ فِي أَعْرَاضِهِمْ
«Когда в ночь Мираджа я был вознесен на небеса, то я встретил группу людей, у которых были медные когти. И этими когтями они царапали и рвали свои лица. Я спросил: «О, Джибриль! Кто эти люди?» Джибриль (алейхи салям) сказал мне: «Это те, кто при жизни поедали мясо других людей, и своими языками посягали на их честь и достоинство» (Абу Давуд, Адаб, 40; Ахмад ибн Ханбал, аль-Муснад, 3/224).
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Все фото: elements.envato.com