وَالأُذُنَ بِالأُذُنِ وَالسِّنَّ بِالسِّنِّ وَالْجُرُوحَ قِصَاصٌ فَمَن تَصَدَّقَ بِهِ فَهُوَ كَفَّارَةٌ لَّهُ وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ (45)
«И Мы предписали им в ней [в Таурате]: жизнь – за жизнь, глаз – за глаз, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны [на теле, за которые кысас возможен] – [то] кысас [возмездие]. А если кто пожертвует им [правом на кысас и откажется от него], то это [прощение] станет для него искуплением [его греха]. И кто не судит закону Аллах, те – злодеи» (Аль-Маида, 45).
В риваяте, переданном от Катады, он рассказывает:
Люди времен джахилии были свирепыми и следовали по пути шайтана. Например, если какое-то племя было сильнее другого племени или чувствовало превосходство над ним, то в случае, если раб из этого племени был убит рабом другого племени, то они говорили:
«В качестве возмездия за кровь нашего раба, мы примем только убийство свободного человека». Если женщину из этого племени убивала женщина из другого племени, то они говорили:
«В качестве возмездия за кровь этой женщины, мы примем только убийство мужчины». И тогда Аллах всевышний ниспослал 178 аят суры аль-Бакара, где говорится, что за убитого раба в качестве возмездия убивается только раб, за женщину убивается только женщина. А затем был ниспослан этот аят: «И Мы предписали им в ней (в Таурате): жизнь – за жизнь, глаз – за глаз, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны (на теле, за которые кысас возможен) – (то) кысас (возмездие)» (Табери, Джамиуль-Байан, 2/61).
Как уже упоминалось ранее (при разъяснении причин ниспослания 60-го аята суры ан-Ниса) в риваяте, переданном от Судди говорилось, что между племенами Бану Надир и Бану Курайза, у которым были заключены соглашения с племенами Аус и Хазрадж, однажды возник спор по поводу возмездия, из-за произошедшего убийства, и что, в связи с этим был ниспослан аят:
«Неужели они (отказавшись от законов Аллаха) ищут правосудия времен джахилии? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей (размышляющих и) убежденных?» (Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/581).
В риваяте, переданном Табери от Ибн Джурейджа, в котором объединены события, связанные с раджмом и возмездием, говорится: когда представители племени Бану Курайза увидели, что посланник Аллаха ﷺ вынес решение о забивании камнями, которое содержалось в Торе и которое иудеи тщательно пытались скрыть, то тогда они сказали посланнику Аллаха ﷺ:
«О, Мухаммад! Вынеси же решение между нами и нашими братьями из племени Бану Надир».
Это интересно: Они вредили Пророку ﷺ, и Аллах ниспослал эти аяты
Решение, которое представители племени Бану Курайза просили вынести посланника Аллаха ﷺ касалось возмездия. А именно:
Во времена джахилии племя Бану Надир считало, что имеет превосходство над племенем Бану Курайза, поэтому если происходило убийство, то племя Бану Надир выплачивало племени Бану Курайза лишь половину от размера компенсации, которую они требовали за своих убитых.
Так за одного убитого члена племени Бану Надир они в качестве компенсации брали сто сорок весков фиников, тогда как за убитого из племени Бану Курайза выплачивалось лишь семьдесят весков фиников. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кровь члена племени Бану Курайза равна крови члена племени Бану Надир».
Представители племени Бану Надир разозлившись сказали: «Мы не подчинимся тебе и в твоем решении о раджме (забивании камнями за прелюбодеяние) и будем применять тот вид наказания, который был принят у нас раньше». И тогда был ниспослан аят:
«Неужели они (отказавшись от законов Аллаха) ищут правосудия времен джахилии? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей (размышляющих и) убежденных?» (аль-Маида 5/50), а вслед за ним был ниспослан аят:
«И Мы предписали им в ней (в Таурате): жизнь – за жизнь, глаз – за глаз, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны (на теле, за которые кысас возможен) – (то) кысас (возмездие)» (Табери, Джамиуль-Байан, 6/167).
В одном из риваятов, приведенных в тафсире Табери сообщается, что аяты начиная с аята «О Посланник! Пусть тебя не огорчают те (лицемеры), которые спешат к неверию, произнося устами: «Мы уверовали». Ведь их сердца не уверовали. И среди иудеев есть те, кто внимательно слушает ложь (выдуманную раввинами, и принимают ее)...» и заканчивая аятом «А кто не судит по закону Аллах, те – грешники» (аль-Маида 5/47), то есть семь аятов, были ниспосланы за один раз по поводу одного события. Исходя из того, что Иса также является пророком сынов Исраилевых, можно сказать, что все эти аяты были ниспосланы в отношении иудеев.
Однако в риваяте, переданном от Ша`би сообщается, что аят «А кто не судит по закону Аллаха (считая, что людские законы выше законов Аллаха), те – неверующие», был ниспослан в отношении мусульман. Аят «И кто не судит по закону Аллаха, те – злодеи», был ниспослан в отношении иудеев. А аят «А кто не судит по закону Аллах, те – грешники», был ниспослан в отношении христиан (Табери, Джамиуль-Байан, 6/167), если же принимать во внимание иудеев из племен Бану Надир и Бану Курайза, которые приняли ислам после переселения посланника Аллаха ﷺ в Медину, то можно сказать, что первые два аята были ниспосланы в отношении иудеев, а последний аят, учитывая, что в его начале говорится:
«И пусть люди Инджиля судят по тому (тем установлениям), что Аллах ниспослал в нем», был ниспослан в отношении христиан. Это больше соответствует реальному положению вещей.
«Асбабун-Нузуль. Причины Ниспослания Аятов Корана»