Может ли мусульманка выйти замуж за немусульманина? Что ислам говорит нам о браке мусульманина с женщиной из людей Писания? Как быть, если люди совершили зина, а потом покаялись и решили заключить никах? Именно об этом говорили на одной из лекций в рамках курсов повышения квалификации, посвящённых личному статусу мусульманина в поликонфессиональной правовой среде.
Как отметил Хамделла Хафиз Ибрахим, руководитель департамента образования и науки при Лиге выпускников Университета аль-Азхар, ведущий специалист по исламскому праву и вероучению, женитьба на немусульманке, которая придерживается своих обычаев, своей религии дозволена. Но тут встаёт уже другой вопрос: будет ли правильным, если муж будет препятствовать или запрещать жене соблюдать свою религию.
«Известно, что бракосочетание – стандартная процедура, которая приводит к наложению определённых обязательств и прав с обеих сторон. Если муж исполняет все свои обязательства перед женой, то у него есть право на то, чтобы жена была покорна ему во всех вопросах, которые не противоречат приказу Всевышнего Создателя. Он имеет право на покорность со стороны своей жены в тех вещах, в которых он не переходит границы её личных прав. Но и жена имеет те же права касаемо покорности»,– пояснил эксперт.
Здесь речь идёт о том, чтобы муж не препятствовал исповедованию её вероубеждения. Но при этом он, по словам Хамделла Хафиза, имеет право запрещать жене делать запретные вещи.
Это интересно: Действительно ли, намаз женатого лучше намаза неженатого?
Но при этом стоит понимать, что когда мусульманин женится на немусульманке, то дети, рождённые в таком браке, будут расти в основном в немусульманской культуре. Одновременно с этим возрастает риск того, что мусульманка не сможет выйти замуж, поскольку не найдёт достойного мусульманина для заключения брака.
Исламское право и шариат – это не только цель, но это и установленные, непоколебимые законы, уверен Хамделла Хафиз Ибрагим.
«Немаловажный вопрос: как быть, если в браке женщина принимает ислам, а её муж нет? Мы понимаем, что её присутствие в этой семье является необходимым ради её детей. Женщине дозволяется остаться в этой семье, под опекой этого мужчины, чтобы заботиться о своих детях, но при этом между ними должна отсутствовать истинная супружеская связь», – поясняет спикер.
Что же касается женитьбы немусульманина на мусульманке, то это однозначно запрещено, о чём говорится в Благородном Коране. Мусульманке запрещено выходить замуж за многобожников или неверующих, пока они не примут ислам.
«Человек верующий лучше, чем многобожник. А акт бракосочетания в исламе не просто гражданский акт, а религиозное действие», – добавил шейх.
«Если между парнем и девушкой произошла незаконная близость (зина), но после они покаялись, и молодой человек хочет взять в законные жёны эту девушку, будет ли считаться правильным такой никах? Мусульманин может жениться на подобной женщине, если она покаялась. Когда человек совершил зина с женщиной, которая не забеременела от него, и хочет на ней жениться, то, по нашему мазхабу, он может сочетаться с ней браком. Здесь нет необходимости выжидать идду после прелюбодеяния. Если женщина после зина забеременела, в нашем мазхабе считается правильным сочетаться с ней браком и совершать интимную близость после никаха. Нет необходимости ждать, пока она родит. Если она совершила прелюбодеяние с другим мужчиной, не забеременела от него, в этом вопросе есть разногласия. Абу Ханифа говорит, что проблемы сочетаться браком нет. Абу Юсуф считает, что надо выждать идду, чтобы убедиться, не беременна ли она. Есть ещё одна ситуация: когда прелюбодейка совершила зина с третьим лицом и забеременела от него. В этом вопросе тоже есть разногласия: одни говорят, что можно жениться и совершать интимную близость, другие – необходимо дождаться родов», – поясняет шейх.
Те учёные, которые считали, что можно жениться, не дожидаясь родов, следовали цели скрыть грех. Ведь если ждать идда или родов, то грех выйдет наружу, станет известным. Сокрытие чужих грехов, недостатков в шариате является требованием, добавил Хамделла.
А как же быть человеку, который согрешил с женщиной, но хочет жениться на её дочери? По словам лектора, для него становится запретом сочетаться браком с её родственниками по восходящей и нисходящей линии. Вынося это решение, факихи преследовали цель прервать пути к этому греху.
«Если бы не запретили, то осталась бы возможность для продолжения греха», – добавил эксперт.
«Будет ли период идда после развода такой же по длительности, как если жениться на мусульманке? Шариат в этих вопросах не разделяет по вероисповеданию. Жена может не выполнять обязательства перед Аллахом, но должна будет исполнять права мужа, потому что это связано с детьми, а у мужа есть определённые права на детей. Эти вопросы должны быть решены ещё при сочетании браком, всё должно быть обговорено», – уверен шейх Хамделла.
Но где женщина должна выжидать идда? Если мусульманка, то выжидает в доме мужа, не покидает его. В равной степени проходит идда после развода или после смерти мужа. Муж не имеет права выгонять в этот период бывшую жену из своего дома. Если он выгонит её из дома в этот период, то на нём будет грех.
«Проблема возникает, когда женщина выжидает идда после смерти мужа. Может быть так, что они жили не в его доме, дом был во владении другого человека, что тогда делать? Где вдове выжидать этот период? Если мужчина умер, оставив после себя дом, то вдова не имеет права покидать дом в течение 4 месяцев и 10 дней. Если же дом – наследство, разделённое между женой и другими наследниками, а наследники не против, чтобы она выжидала этот период в этом доме, то живёт время идда там. Если часть её наследства в этом доме позволяет существовать в доме, не смешиваясь с другими домочадцами, то ей также будет необходимо ожидать идда в этом доме. Если дом арендован, но у женщины есть возможность арендовать дом на этот срок, то она также должна остаться там. Мы должны помнить о том, что выжидание идда после смерти мужа – из области поклонения, выполнение приказа Всевышнего. Если нет возможности платить аренду дома или отсутствует безопасность, то разрешается выжидать идда в любом подходящем месте», – поясняет участникам КПК Хамделла Хафиз Ибрагим.
Однако, если возникают некоторые проблемы, то шариат разрешает ей покинуть этот дом и выжидать этот период в любом другом подходящем месте.
(Фото: shutterstock.com).