Высокомерие по отношению к высокомерному: харам?

Высокомерие и смирение (приниженность)

Высокомерие — это чувство превосходства и пренебрежение по отношению к другим людям. Для возникновения высокомерия также необходимо наличие того, по отношению к кому оно возникает. Высокомерие является харамом и великим позором для человека.

Что же касается смирения, являющегося противоположностью высокомерия, то оно подразумевает приниженность, когда человек видит себя гораздо ниже других созданных. Это одно из величайших достоинств, которым может только обладать человек.

Проявление высокомерия на словах или в поступках вне зависимости от его наличия или отсутствия в сердце, именуется «такаббур».

Как уже было сказано, высокомерие является харамом, однако высокомерие по отношению к высокомерному человеку, считается дозволенным.

Более того, существуют риваяты, в которых сообщается, что проявление такого высокомерия считается садака. Так же не считается харамом высокомерие при раздаче садака и проявляемое по отношению к противнику во время войны.

В хадисе, переданном от Джабира (радыйаллаху анху) говорится:

فَأَمَّا الْخُيَلَاءُ الَّتِي يُحِبُّ اللَّهُ تَعَالَى فَاخْتِيَالُ الرَّجُلِ نَفْسَهُ عِنْدَ الْقِتَالِ وَاخْتِيَالُهُ عِنْدَ الصَّدَقَةِ

«Высокомерие, которое нравится Аллаху Всевышнему, это высокомерие, которое проявляет человек во время сражения, и давая садака».

Высокомерие при раздаче садака подразумевает проявление пренебрежения к материальным благам и принижения их значимости. Благодаря этому, бедняки принимают садака с радостью, благодарностью и будучи уверенными в том, что их не попрекнут поданной милостыней.

Читайте также: Как распознать в себе высокомерие?

Это интересно: 13 действий, рассматриваемых как высокомерие

Как уже упоминалось в разделе, посвященном рийа (показухе) чувство превосходства над другими возникающее по каким-либо мирским причинам, хоть и считается порицаемым, но харамом не является.

Считать себя ниже занимаемой степени, является похвальным смирением. Однако зачастую это проявляется в виде угодливости, а это уже считается порицаемым качеством. Но в том, что касается получения знаний, угодливость не является порицаемой.

В хадисе, переданном от Муаза и Абу Умамы (радыйаллаху анхума) говорится:

لَيْسَ مِنْ أَخْلَاقِ الْمُؤْمِنِ التَّمَلُّقُ اِلَّا فِي طَلَبِ الْعِلْمِ

«Угодливость и заискивание противоречат нравственности верующего, за исключением случая, когда человек стремится к знаниям» (Абу Давуд, Джихад, 114).

Так, например, в книге «Талимуль-Мутааллим» говорится: «За исключением стремления к получению знаний, угодливость и заискивание являются порицаемыми качествами. Так как в такой ситуации ученик вынужден прибегать к угодливости, чтобы получить от своего учителя как можно больше пользы. Однако чрезмерная угодливость и подхалимство, являются позором и харамом. Но в случае крайней необходимости это не будет считаться харамом».

Продолжение следует... 

Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

Все фото: elements.envato.com

Социальные комментарии Cackle