Фото: elements.envato.com, автор: Pasanheco
Мусульманин, который имеет нисаб после истечения целого года, обязан выплатить закят. Но бывают ли такие случаи, в которых позволяется не платить закят, имея при этом нисаб? К примеру, если у человека есть долги?
Мнения ученых по этому поводу разделились. Первое из них по мазхабу имама аш- Шафи‘и: долг не отменяет выплату закята. Согласно этому мнению, если имущество и состояние мусульманина достигло нисаба, и он владеет им на протяжении года, то он обязан выплатить закят со всего имущества, даже если у него есть долги.
Основывается это мнение на том, что закят связан с имуществом мусульманина, а выплата долгов – с обязательствами. И во время Пророка ﷺ сборщики закята не уточняли есть у данного мусульманина долги или нет.
Мнение же большинства ученых в том, что нужно отдать долг, а после выплатить закят с оставшегося имущества.
Долг не отменяет выплату закята, если после его выплаты оставшийся достаток достигает уровня нисаба. Отдавая долг, мусульманин не может считать эти деньги за те, которые он должен выплатить за свое имущество в качестве закята.
История закята: как появился религиозный налог?
Отсроченный долг, который платится в течение нескольких лет, также не отменяет выплату закята. Нужно вычесть сумму долга, которую вы обязаны оплатить в этом году из вашего дохода, а за оставшиеся имущество необходимо заплатить закят.
В любом случае долг не отменяет обязанность выплаты закят, если у мусульманина есть нисаб, и прошел один лунный год. Также прощение долга другому человеку, которому вы когда-то дали деньги, не может считаться выплатой закята. Потому что обязательным условием закята считается передача имущества и необходимое намерение.
Относительно денег, которые даны в долг есть несколько мнений. Некоторые ученые считают, что с этих денег, которые мусульманин отдал кому-то в долг, также необходимо платить закят и считать их за свое имущество, а другие ученые считают, что нет необходимости выплачивать закят с тех денег, которые мусульманин отдал в долг, ведь в данный момент они не находятся у него в имуществе. Большинство же ученых считают, что долг различается на два вида: тот, который будет выплачен, и тот, выплату от которого не следует ожидать.
В первом случае ханафиты и ханбалиты считают, что после возвращения долга необходимо выплатить с него закят за каждый год, что он был у должника. Так как это считается имуществом. По шафиитскому мазхабу с долга следует выплачивать закят ежегодно.
Фото: elements.envato.com, автор: stockerthings
Во втором случае, когда долг, возможно, что не вернут, есть два мнения, по первому из них за эти деньги не нужно платить закят, а по второму, закят нужно будет заплатить лишь после того, как долг вернут, но уже за все время сразу.
Необходимо ли платить закят, если мусульманин нуждается в жилье и копит, к примеру, на квартиру? Такой человек хоть и не считается богатым, но если накопления привышают нисаб, то он должен выплачивать закят. Закят можно отложить только в том случае, если в данный момент у мусульманина нет возможности заплатить его. Но как только эта возможность появится он обязан заплатить эту милостыню. Можно платить закят частями в течение года.
Запрещается пытаться избежать уплаты закята, специально тратя свое имущество, используя различные хитрости. Закят - это один из видов поклонения Всевышнему. И состоятельный мусульманин, обладающий нисабом, обязан его выплачивать.
Диана Вагапова