Братья и сестры – как часто нам кажется, что не может быть ближе людей, которые родились от одних родителей. Однако история и собственные наблюдения нам показывают, что братья могут быть гораздо худшими врагами, чем чужие люди.
Разумеется, чаще всего причиной тут бывает ревность – когда ребенок один, все внимание родителей, вся любовь, все подарки достаются ему одному. Но когда появляется кто-то еще, приходится мириться с тем, что ты у родителей не один, другой также имеет на их любовь не меньше прав. От этого между детьми в семье часто возникают ссоры и непонимание.
История о Кабиле и Хабиле
И далеко не всегда кровные братья и сестры, вырастая, сохраняют дружеские отношения.
Самый яркий пример таких братьев-врагов – это отношения между первыми братьями среди людей, Кабилем и Хабилем.
Первое братство – и первое в истории убийство. Как говорится в предании, Кабиль стал земледельцем – а Хабиль был пастухом стад. Каждый из них должен был принести жертву Всевышнему, но жертву Хабиля Бог принял, а жертву Кабиля Он отверг (поскольку она была гораздо хуже жертвы брата).
Тогда Кабиль из зависти и ревности решился на такое черное дело, как убийство родного брата. Впервые в истории человечества была пролита невинная кровь.
«Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он (Кабиль) сказал: "Я непременно убью тебя".
Он (Хабиль) ответил: "Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам".
Душа подтолкнула его (Кабиля) на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток» (сура «Аль-Маида», аяты 27-30).
Как мы видим, далеко не всегда кровное родство является гарантией хороших отношений между людьми. Чтобы братство было настоящим и крепким, нужно что-то еще.
История о Мусе и Харуне
Этим скрепляющим веществом является братство духовное, узы которого могут связать людей воедино гораздо прочнее, чем кровные узы, устранить любую вражду и неприязнь между ними.
Примером этому служит история другой братской пары – Мусы и Харуна (Моисея и Аарона) (мир им).
Хотя Муса был Пророком гораздо более высокого уровня, чем Харун, - ведь Сам Всевышний удостоил его беседой наедине, обращался к нему напрямую, и даровал ему Писание (Тору), однако Харун никогда не ревновал к брату, будучи его верным помощником. Причина этой любви и дружбы между братьями-пророками в том, что они оба были исполнены веры и стремились к одной цели – донести до людей истину. Поэтому в их сердце не было места для вражды и ревности.
«Он [Муса] сказал: «Господи, раскрой мне грудь и облегчи мне моё дело, и развяжи узел (который есть) на моём языке, чтобы они [Фараон и его люди] могли понять мою речь (когда я буду доводить до них Истину).
И дай мне помощника из моей семьи, Харуна, моего брата (так как он более красноречив, чем я). Укрепи им [благодаря Харуну] силу мою и сделай его участником в моём деле [в пророчестве и доведении Истины]» (сура «Та Ха», аяты 25-32).
Арабы до ислама, хотя и были кровными родственниками, происходя от общего предка, жили во вражде, в бесконечных войнах. Каждое племя воевало с остальными, люди не гнушались грабежом и убийствами. Но общая вера сделала их настоящими братьями – не только по крови, но и по духу. Об этом говорится в Коране:
«И помните благодеяние Аллаха (которое Он оказал) вам, когда (до ислама) вы были врагами (между собой), а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его благодеянию братьями» (сура «Али Имран», аят103).
Более того, люди, чуждые друг другу по крови, также становятся братьями по вере – и это братство делает их гораздо ближе друг ко другу, чем кровных родственников. Верующие в своем отношении друг к другу должны вести себя как части единого тела – когда болеет один орган, все тело испытывает боль:
«В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Бухари, Муслим).
В братстве верующих не имеет никакого значения их происхождение, цвет кожи, главное – это богобоязненность и хорошее отношение друг ко другу.
«Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым. Никто не имеет превосходства над другим - кроме как в благочестии и хорошем нраве» (Прощальная проповедь Пророка, мир ему).
Рассказ Малькольма Литтла
Рассказ об этом удивительном братстве верующих оставил нам Малькольм Х (Настоящее имя – Малькольм Литтл) – чернокожий мусульманин и общественный деятель прошлого века. Напомним, что этот человек родился в 1925 году в США, в самый разгар расовой сегрегации, когда чернокожим американцам с самого детства давали понять, что они никогда не смогут быть равными белым гражданам, что они – люди второго сорта. Эта несправедливость толкнула его в экстремистскую организацию «Нация ислама», лидеры которой исповедовали «расизм наоборот» - презирали и ненавидели белых людей, считая их виновниками своих бед.
Его жизнь изменилась после того, как он отправился в хадж. Здесь его поразило отношение людей друг ко другу – где все действительно относились к другим людям на равных, как к братьям по вере, никто не чувствовал себя униженным. Он писал об этом таким образом:
«Мы все, здесь собравшиеся - белые, темнокожие, смуглые, красные и желтые люди – действительно были братьями друг другу! Все поклоняются одному Богу, и все, в свою очередь, оказывают равное уважение друг другу. Это был момент, когда я начал иначе смотреть на белого человека. В Америке понятие «белый» подразумевает определенное отношение к темнокожим людям. Но в мусульманском мире я видел, что люди с белым цветом лица были по-настоящему братьями мне, чем кто-либо еще. То утро было началом радикального изменения в моих представлениях о белых. Здесь присутствовали десятки тысяч паломников со всех концов мира. Они были всех цветов, от голубоглазых блондинов до чернокожих африканцев. Но мы все участвовали в одном и том же ритуале, отображающем дух единства и братства, хотя весь мой опыт жизни в Америке приводил меня к мысли, что такие отношения никогда не могли бы существовать между белым и цветным. ... На протяжении моего путешествия по мусульманскому миру я встречался, разговаривал и даже ел с людьми, которых в Америке сочли бы белыми - но «белое отношение» было удалено из их умов исламской религией. Я никогда не видел, чтобы такое искреннее и истинное братство практиковали люди, независимо от их цвета кожи».
То есть, Малькольм Х почувствовал на своем опыте то, о чем говорил Пророк (мир ему) в своей прощальной проповеди - когда белый не имеет никакого преимущества над черным, все верующие действительно братья друг другу.
Итак, понятие братство – очень многообразно, оно может быть истинным и формальным. Далеко не всегда кровные родственники являются истинными братьями друг другу. И наоборот, люди, не приходящиеся друг другу близкими людьми по крови, могут быть гораздо ближе друг другу, чем те, кто родился от одних родителей. Братство духовное возникает между единоверцами, людьми, объединенными одной идеей, одной верой.
Анна Кобулова