Одиночество султана Сулеймана Великолепного (Великолепный Век)

«То, что раб султана – раб, - это только метафора,

а султан – действительно раб Аллаха»

(Абу Хамид аль-Газали,

«Аль-тибр аль-масбук фи насыхат аль-мульк»

- «Наставление правителям»)

Одиночество султана Сулеймана I Великолепного

В турецком сериале «Великолепный век» («Muhteşem Yüzyıl»), посвященном  годам правления султана Османской империи Сулеймана I,  и основанном на реальных событиях, сюжетной нитью проходит идея об одиночестве правителя. Даже, казалось бы, заслуживающие доверия, хорошо известные, не раз проверенные  люди порой не выдерживают испытание приближенности к власти, поддаваясь в силу несовершенства своего нафса (эго) различным  искушениям.

Для таких людей их работа становится работой на благо их самих, но не во имя Аллаха. А это – путь к измене. Таким близким человеком был для султана Сулеймана его визирь Ибрагим-паша: «Я оказывал им поддержку, никогда не скупился на почтение, сострадание, помощь. Однако они (приближенные) стали печься только о себе, гнаться лишь за собственной мелкой выгодой, стали использовать меня, мою власть в этих целях».

Власть подразумевает такие качества, как справедливость,  ответственность,  небезразличие по отношению к поданным. В отношении к власти необходимым условием является ее признание, уважение, терпение. Я не рассматриваю исключительные случаи жестокой несправедливой тирании. Нередко окружающие недоумевают: еще вчера скромный и простой, такой же, как они сами, сегодня по воле Аллаха оказался на вершине власти, стал недоступным для них и не позволяет панибратства по отношению к себе… Что же это: проявление гордыни, высокомерия или осознание груза ответственности?   Не следует торопиться с осуждением. Требуется терпеливо и уважительно оценить суть действий и поступков лидера, и только затем делать выводы. Чем руководствуется лидер: только ли личными эгоистичными интересами или, исходя из Божественной сути власти, реальной заботой о поданных.   

Политический лидер должен быть справедлив по отношению к жителям страны. Социальная справедливость означает удовлетворение основных потребностей своих граждан, независимо от возраста в пище, жилище, образовании, медицине, безопасности. Эти права принадлежат человеку с рождения. Также власти обязаны использовать природные богатства государства на благо народа. Особенно соблюдение этих принципов сейчас актуально для России, где в преддверии глобального экономического кризиса ведутся жаркие дискуссии по поводу распределения доходов страны и сохранения курса на справедливое социально ориентированное государство.

Суфийский опыт нравственного воспитания в вопросах власти и отношении к власти бесценен.  Нередко люди, очень близкие к лидерам, поддавшись чувству обиды, затем становятся их злейшими врагами. Соблюдение требований внутренней дисциплины – способ уберечься от вовлечения в бессмысленные раздоры, фитну, игру мелких  обид и тщеславия, которые рядятся в одежды борьбы за справедливость, а на самом деле – очень часто лишь борьба за интересы собственного нафса (эго). Многие политические лидеры стран Северной Африки и Ближнего Востока были мюридами суфийских шейхов, о чем можно прочесть в книге  Ибн Батуты «Бесценный подарок тем, кто размышляет о чудесах городов и путешествий» («Рила»). Шейх Хаджи Бекташ Вели стоял у истоков  создания сверхдержавы - государства Османов. Множество положительных примеров, как для лидеров, так и для их советников, приведено в книге аль-Газали «Наставление правителям».

Духовные лидеры также остаются одинокими среди близких людей,  не обладающих таким грузом знаний, духовного опыта и ответственности. Самые совершенные люди на Земле – пророки Аллаха - обладали знаниями от Всевышнего, порой скрытыми и непонятными даже для их близких. Уровень их приближенности к Аллаху на пути духовного развития раскрывал перед ними то, что недоступно другим. В силу их совершенства и высокой нравственности обладание этими знаниями не становилось для них причиной для  высокомерия. В наши дни это можно отнести к духовным наследникам Посланника Аллаха Мухаммеда (с.а.в.). Жители Мекки, на глазах которых вырос Мухаммад (с.а.в.), очень долго не признавали его за пророка Аллаха: ведь они знали его еще ребенком. Известен хадис, согласно которому Посланник Аллаха (с.а.в.) обратился к сахабам со словами: «Если бы вам была доступна хотя бы одна тысячная доля полученных мной знаний, вы не были бы столь беззаботны и веселы». Пророк Мухаммед (с.а.в.) был мудрым политиком, заложившим основы государства мусульман, реализовывавшим принципы социальной ответственности и справедливости, и остается примером для других в отношениях между власть имущими и их подчиненными.  

СМ. ТАКЖЕ:

Социальные комментарии Cackle