Однажды Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о предсмертной агонии, и он ответил: «Самая легкая смерть похожа на застрявшие в шерсти колючки. Удастся ли извлечь эти колючки, не вырвав шерсть?»
«Каждая душа вкусит смерть» - говорится в Коране, но каждый заслуживает такую смерть, какой жизнью он жил. Если он жил праведно, выполняя повеления Аллаха и избегая греховных поступков, его смерть будет легкой в сравнении со смертью грешника, который отстранялся от повелений Всевышнего. Однако это лишь в сравнении со смертью нечестивцев, ведь согласно тому, что говорят ученые нашей Уммы, даже смерть мусульманина тяжела и ужасна.
Шаддад ибн Аус (да будет доволен им Аллах), описывая тяжесть смерти, изрек: «Самое страшное, что может произойти с мусульманином в бренном мире и мире вечном, - это смерть. Смерть страшнее пыток пилой и ножницами, и даже свариться заживо в кипящем котле легче мук смерти. Если бы усопшие воскресли и рассказали о том, что они пережили, живые люди не смогли больше веселиться, есть и пить, а также спать по ночам».
Сообщается, что Аллах спросил Пророка Мусу (мир ему), когда тот испытывал предсмертные муки: «Что ты чувствуешь?» Муса ответил: «О, Господи! Чувствую себя воробьем, которого живьем жарят на сковороде!»
Если так дело обстоит с пророками, что же говорить о нас – грешниках?
Смерть сопровождается двумя тяжестями:
1. Предсмертная агония, о которой мы говорили выше.
2. Ужасы встречи с ангелом смерти (Азраилем), при виде которого человек будет охвачен сильнейшим страхом. В особенности это относится к нечестивым людям, которые не подчинялись Аллаху и Его посланнику.
В каком образе мы увидим Азраиля перед смертью?
В одном риваяте сообщается, что Пророк Ибрахим (мир ему), обратившись к ангелу смерти (мир ему), сказал: «Можешь ли ты предстать передо мной в том образе, в котором ты принимаешь души нечестивцев?»
Азраиль ответил пророку: «Ты этого не выдержишь». Ибрахим настаивал: «Я выдержу!» Тогда ангел велел пророку отвернуться, а когда тот повернулся, то увидел ангела с черным лицом, невыносимым запахом, извергающим огонь из своего рта и носа. Увидев это, Пророк упал в обморок, а очнувшись, сказал: «О, ангел смерти! Если бы наказанием нечестивца было только встреча с тобой, то этого было бы достаточно!»
Испытает ли мучения в могиле человек, который не был погребен?
Имам аль-Газали, «Мукашафат аль-кулюб», 242