Духовно болен тот, кто возгордился своими знаниями, начал ставить себя выше других и, напустив на себя важности, стремится стать во всем главным.
Средство исцеления
Лечить этот недуг следует посредством размышления над милостями Всевышнего Аллаха и благодарностью за них, ведь знания и высокое положение – это щедрость Аллаха, которые он дарует Своим рабам. Также следует помнить, что человек не способен должным образом благодарить Всевышнего, а значит, даже в этом он всегда будет делать упущение.
Человеку необходимо украсить себя скромностью и уступчивостью, вежливостью и милосердием к людям. Он должен не упрекать людей, а хвалить их за их хорошие качества и поступки, закрывать глаза на их недостатки и делать для них приятные вещи.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставил для нас следующее наставление: «Пусть готовит для себя место в Аду тот, кто обретал знания, чтобы хвастаться им перед учеными, или спорить с невеждами, или обратить на себя внимание людей».
Один из наших великих сказал: «Кто прибавляет себе знания, пусть прибавит себе и страха». Лишь подобным образом люди смогут получить пользу от своего знания, ведь Всевышний Аллах говорит: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (сура «Фатыр», аят 28).
Один человек спросил Ша'би (да помилует его Аллах): «Кто такой (истинный) ученый?» На это он ответил: «Ученый-алим – это тот, кто страшится Аллаха».
Абу Абдуррахман ас-Сулами в другом своем труде пишет: «Мирской жизни присущи две вещи: бахвальство перед другими и жажда власти. Кем завладеют эти два качества, тем завладеет этот тленный мир, от которого он считал себя отдалившимся».
Описывая болезнь бахвальства и жажды власти, Абу Усман (да помилует его Аллах) сказал: «Ты приблизишься к Аллаху, если будешь страшиться Его. Если же ты будешь высокомерным и хвастливым, то испортишь свои отношения с Ним. И знай, что твой нафс может поразить неизлечимая болезнь, если ты станешь унижать людей и считать себя выше других».
Досточтимый Мавляна говорил: «Стоять во главе народа и править людьми - это отрава для всех, кроме тех, кто в предвечности выпил противоядие “небытия”[1]».
Islam-Today
[1] Небытие (с араб. аль-фана) – концепция растворения сущности человека в Боге.