Один из мудрецов сказал: «У Аллаха Та'аля в этом мире есть рай. Жизнь того, кто войдет в этот рай, будет благой». «Что это за рай?» - спросили его. Он ответил: «Собрания зикра».
Передано от Пророка (мир ему), который сказал: «Присутствие верующего на одном хорошем собрании является для него искуплением за тысячи и тысячи плохих собраний».
Передано от 'Умара Хаттаба, который сказал: «Поистине, если человек выйдет из места с грехами, подобными горам, а потом, услышав знания, почувствует страх и пожелает избавиться от грехов, то, когда он вернется на свое место, у него не останутся грехи. Не отделяйтесь от собрания ученых. Ибо Всевышний Аллах на этой земле не создал более уважаемого собрания, чем собрание ученых».
Хамид передал от Анаса бин Малика. Он сказал: «Один человек пришел к Пророку (мир ему) и спросил: «Когда наступит Судный день?». Пророк (мир ему) сказал: «Я не знаю его время». Этот человек сказал: «Знай, я люблю Аллаха и Его Посланника». Пророк (мир ему) сказал: «Человек будет с тем, кого он любит, и ты будешь с тем, кого любишь». Анас сказал: «Я не видел радости мусульман, подобной радости от этих слов».
Передано от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды он пришел на базар и обратился к людям со словами: «Распределяется наследство нашего Пророка (мир ему), а вы теряете здесь время. Идите и возьмите свою долю наследства!». Люди спросили: «А где его раздают?». На что Абу Хурайра ответил: «Его раздают в мечети».
Люди побежали в мечеть, но чуть погодя верну-лись и сказали: «Мы были в мечети, но не видели, чтобы там кто-то что-то раздавал, как вы сообщили». Абу Хурайра спросил: «А кого вы там видели?». Люди сказали: «Мы видели людей, которые совершали намаз и читали Коран». Абу Хурайра сказал: «Позор вам! Это и было распределяемое наследство Пророка (мир ему)».
«Передано от 'Апкамы бин Кайса, он сказал: «Для меня лучше быть среди тех, кого я буду спрашивать о повелениях Аллаха, или же среди тех, кто будет спрашивать меня об этом, чем отдать лошадь на путь Аллаха».
Передано от Пророка (мир ему), он сказал: «Если люди сядут для того, чтобы поминать Всевышнего Аллаха, то с небес один глашатай скажет: «Вставайте, поистине, ваши злодеяния заменены на благодеяния, и всем прощены грехи». Рядом с людьми, поминающими Аллаха, сядут столько ангелов, сколько есть людей на земле».
Шакик сказал: «С моего собрания встают три вида людей. Первый - настоящий неверующий. Второй - настоящий лицемер (мунафик). И третий - настоящий верующий. Ибо я комментирую Коран. Я говорю со слов Аллаха Та'аля и Его Посланника: «Кто не верит в меня, тот настоящий неверующий. Кто завидует моим словам, тот настоящий лицемер. Кто сожалеет о своих делах, и вознамерился после этого не совершать грехи, тот настоящий верующий».
Факих сказал: «Было сказано: тому, кто будет сидеть с семью различными людьми, Всевышний Аллах увеличит семь вещей.
Тому, кто будет сидеть с богачами, Аллах Та'аля увеличит любовь и соблазн этого мира.
Тому, кто будет сидеть с бедняками, Аллах Та'аля увеличит благодарение (шукр) и довольство тем, чем наделил его Аллах.
Тому, кто будет сидеть с начальником, Аллах Та'аля увеличит высокомерие и черноту сердца.
Тому, кто будет сидеть с женщинами, Аллах Та'аля увеличит невежество и страсть (шахват).
Тому, кто будет сидеть с грешниками, Аллах Та'аля увеличит откладывание покаяния (тауба).
Тому, кто будет сидеть с детьми, Аллах Та'аля увеличит игры и шутки.
Тому, кто будет сидеть с праведниками, Аллаха Та'аля увеличит стремление к поклонению и воздержание от харама.
Тому, кто будет сидеть с учеными, Аллах Та'аля увеличит знания и богобоязненность».
Было сказано: «Всевышний Аллах гневается на три вида сна и три вида смеха: на сон во время собрания зикра, сон после утреннего намаза и до ночного намаза и сон во время утреннего намаза; на смех позади покойника, смех на собрании зикра и смех возле могил».
Абу Яхья Варрак сказал: «Есть четыре печали: опоздание на такбир тахрим, то есть опоздание на такбир имама, опоздание на собрание зикра, опоздание на встречу с врагом во время сражения, опоздание на стояние на горе 'Арафат во время хаджа».
Было сказано: «Сидение вместе с учеными - это улучшение для религии и украшение для тела. Сидение вместе с грешниками - это разрушение для религии и позор для тела».
Передано от Пророка (мир ему), который сказал: «Взгляд на ученого - поклонение, взгляд на Каабу - поклонение и взгляд на Коран тоже является поклонением».
Факих сказал: «Даже если бы не было большей пользы, чем польза от взора на ученого на собрании знаний, то стремление к такому собранию для разумного человека было бы обязательным (ваджиб). И как же не быть обязательным, ведь Пророк (мир ему) поставил ученого на свое место и сказал: «Кто направился к ученому, чтобы увидеть его, тот, поистине, направился к тому, чтобы увидеть меня. Кто поприветствовал ученого, тот, поистине, поприветствовал меня. Кто сидел рядом с ученым, тот, поистине, сидел рядом со мной. Кто сидел со мной в этом мире, того Всевышний Аллах в Судный день посадит рядом со мной».
Передано от Хасана Басри, он сказал: «Ученые подобны звёздам. Если появятся звёзды, то путники, благодаря этим звездам, найдут себе дорогу. Если же эти звезды скроются, они удивятся, и не будут знать куда идти. Смерть ученого - перелом в Исламе».
Из книги "Танбихуль-гафилин"