«И, поистине, среди вас есть тот, кто непременно станет медлить. Если вас постигнет беда (и поражение), то он скажет: «Аллах оказал мне милость тем, что я не оказался рядом с ними». А если Аллах проявит к вам щедрость (даровав победу), то он обязательно скажет, словно между ним и вами никогда не было дружбы: «О, если бы я был вместе с ними и добился (такого же) огромного успеха (получив богатые трофеи)!»» (Ан-Ниса, 72-73).
Ибн Аббас и Ибн Джурайдж говорили, что данные аяты были ниспосланы в отношении Абдуллаха ибн Убаййа и его друзей мунафиков (лицемеров). Они были очень медлительны в том, что касалось отправки на битвы.
Если им удавалось избежать участия в военном походе, то они говорили: «Аллах оказал мне милость тем, что я не принял участия в этом военном походе». Если же отряд возвращался с трофеями, то они говорили: «Ах, если бы и я был вместе с ними» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/130].
«Разве ты не видел тех, кому было сказано: «Воздержитесь (от сражения) и (просто) совершайте намаз и выплачивайте закят». А когда им предписано было сражаться, некоторые из них стали бояться людей так, как (следует) бояться Аллаха, или даже сильнее. Они говорили (боясь за свою жизнь): «Господь наш! Почему Ты предписал нам сражаться (теперь, когда мы достигли благополучия)? О, если бы Ты отложил для нас (сражение хоть) ненадолго!» Скажи (им): «Удовольствия земной жизни быстротечны, а вечная жизнь лучше для богобоязненного (верующего). Вы не будете обижены даже на размер бороздки на косточке финика (и ваше вознаграждение не будет уменьшено)» (Ан-Ниса, 77).
Кельби говорил, что данный аят был ниспослан в отношении таких сподвижников посланника Аллаха ﷺ, как Абдуррахман ибн Ауф, Микдад ибнуль-Асвад, Кудама ибн Мазун, Са`д ибн Аби Ваккас и других.
Когда посланник Аллаха ﷺ находился еще в Мекке, то они претерпели очень много страданий и притеснений со стороны многобожников и торопясь сразиться с многобожниками, говорили: «О, посланник Аллаха! Если бы ты дал нам разрешение сразиться с многобожниками, то мы, взяв кирки и ломы, сразились бы с ними».
Посланник Аллаха ﷺ сказал им: «Не трогайте их, так мне еще не было приказано сражаться с ними».
Но когда посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину, то там Аллах Всевышний приказал им сражаться с многобожниками. И вот тогда для некоторых из них это оказалось тяжелым, и они были недовольны этим. В связи с этим Аллах Всевышний и ниспослал этот аят [Насаи, Джихад, 1; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 116].
«Где бы вы ни были, смерть настигнет вас, даже если вы окажетесь в укрепленных башнях. И если их (лицемеров) постигает (что-то) хорошее, они говорят: «Это – от Аллаха». А если их постигает плохое, они говорят: «Это – от тебя (о, Мухаммад, ибо ты приносишь несчастья)». Ответь (им, о Мухаммад): «Все (что случается) – от Аллаха». Что с ними, они почти не понимают слова?».
В риваяте, переданном от Абу Салиха, сообщается, что Ибн Аббас говорил: Во время битвы при Ухуде, мунафики оставшиеся позади и не принявшие участия в сражении, говорили в отношении верующих павших в этой битве: «Если бы наши убитые братья остались с нами и не участвовали бы этой битве, то они остались бы живы». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 116].
Было сказано, что причиной ниспослания той части аята, в которой говорится: «И если их (лицемеров) постигает (что-то) хорошее, они говорят: «Это – от Аллаха». А если их постигает плохое, они говорят: «Это – от тебя (о, Мухаммад, ибо ты приносишь несчастья)». Ответь (им, о Мухаммад): «Все (что случается) – от Аллаха»», были иудеи и мунафики.
Спустя некоторое время после того, как посланник Аллаха ﷺ переехал в Медину, они сказали: «После того, как этот человек и его товарищи переселились к нам, урожайность наших плодов и посевов уменьшилась». И тогда был ниспослан этот аят [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/183].
Фото: shutterstock.com.