Всё плохое и хорошее – от Аллаха?
وَإِنَّ مِنكُمْ لَمَن لَّيُبَطِّئَنَّ فَإِنْ أَصَابَتْكُم مُّصِيبَةٌ قَالَ قَدْ أَنْعَمَ اللّهُ عَلَيَّ إِذْ لَمْ أَكُن مَّعَهُمْ شَهِيدًا (72) وَلَئِنْ أَصَابَكُمْ فَضْلٌ مِّنَ الله لَيَقُولَنَّ كَأَن لَّمْ تَكُن بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُ مَوَدَّةٌ يَا لَيتَنِي كُنتُ مَعَهُمْ فَأَفُوزَ فَوْزًا عَظِيمًا (73)
«И, поистине, среди вас есть тот, кто непременно станет медлить. Если вас постигнет беда (и поражение), то он скажет: «Аллах оказал мне милость тем, что я не оказался рядом с ними». А если Аллах проявит к вам щедрость (даровав победу), то он обязательно скажет, словно между ним и вами никогда не было дружбы: «О, если бы я был вместе с ними и добился (такого же) огромного успеха (получив богатые трофеи)!»» (Ан-Ниса, 72-73).
Ибн Аббас и Ибн Джурайдж говорили, что данные аяты были ниспосланы в отношении Абдуллаха ибн Убаййа и его друзей мунафиков (лицемеров). Они были очень медлительны в том, что касалось отправки на битвы.
Если им удавалось избежать участия в военном походе, то они говорили: «Аллах оказал мне милость тем, что я не принял участия в этом военном походе». Если же отряд возвращался с трофеями, то они говорили: «Ах, если бы и я был вместе с ними» [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/130].
«Масджиду-дирар»: почему Всевышний приказал разрушить мечеть?
Когда Аллах Всевышний раскрыл двуличие тех, кто строил эту мечеть, приказал разрушить ее, эти люди пришли к посланнику Аллаха ﷺ и стали оправдываться и клясться...
أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ قِيلَ لَهُمْ كُفُّواْ أَيْدِيَكُمْ وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ فَلَمَّا كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقِتَالُ إِذَا فَرِيقٌ مِّنْهُمْ يَخْشَوْنَ النَّاسَ كَخَشْيَةِ اللّهِ أَوْ أَشَدَّ خَشْيَةً وَقَالُواْ رَبَّنَا لِمَ كَتَبْتَ عَلَيْنَا الْقِتَالَ لَوْلا أَخَّرْتَنَا إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ قُلْ مَتَاعُ الدَّنْيَا قَلِيلٌ وَالآخِرَةُ خَيْرٌ لِّمَنِ اتَّقَى وَلاَ تُظْلَمُونَ فَتِيلاً (77)
«Разве ты не видел тех, кому было сказано: «Воздержитесь (от сражения) и (просто) совершайте намаз и выплачивайте закят». А когда им предписано было сражаться, некоторые из них стали бояться людей так, как (следует) бояться Аллаха, или даже сильнее. Они говорили (боясь за свою жизнь): «Господь наш! Почему Ты предписал нам сражаться (теперь, когда мы достигли благополучия)? О, если бы Ты отложил для нас (сражение хоть) ненадолго!» Скажи (им): «Удовольствия земной жизни быстротечны, а вечная жизнь лучше для богобоязненного (верующего). Вы не будете обижены даже на размер бороздки на косточке финика (и ваше вознаграждение не будет уменьшено)» (Ан-Ниса, 77).
Кельби говорил, что данный аят был ниспослан в отношении таких сподвижников посланника Аллаха ﷺ, как Абдуррахман ибн Ауф, Микдад ибнуль-Асвад, Кудама ибн Мазун, Са`д ибн Аби Ваккас и других.
Когда посланник Аллаха ﷺ находился еще в Мекке, то они претерпели очень много страданий и притеснений со стороны многобожников и торопясь сразиться с многобожниками, говорили: «О, посланник Аллаха! Если бы ты дал нам разрешение сразиться с многобожниками, то мы, взяв кирки и ломы, сразились бы с ними».
Посланник Аллаха ﷺ сказал им: «Не трогайте их, так мне еще не было приказано сражаться с ними».
Но когда посланник Аллаха ﷺ переселился в Медину, то там Аллах Всевышний приказал им сражаться с многобожниками. И вот тогда для некоторых из них это оказалось тяжелым, и они были недовольны этим. В связи с этим Аллах Всевышний и ниспослал этот аят [Насаи, Джихад, 1; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 116].
«Мы даем им долгую жизнь для того, чтобы они умножили свои грехи»
«И пусть не печалят тебя (о Мухаммад) спешащие к неверию. Они ничем не навредят Аллаху. Аллах желает лишить их счастья (и награды) в вечной жизни, и им – великое наказание» (Алю Имран, 176).
أَيْنَمَا تَكُونُواْ يُدْرِككُّمُ الْمَوْتُ وَلَوْ كُنتُمْ فِي بُرُوجٍ مُّشَيَّدَةٍ وَإِن تُصِبْهُمْ حَسَنَةٌ يَقُولُواْ هَذِهِ مِنْ عِندِ اللّهِ وَإِن تُصِبْهُمْ سَيِّئَةٌ يَقُولُواْ هَذِهِ مِنْ عِندِكَ قُلْ كُلًّ مِّنْ عِندِ اللّهِ فَمَا لِهَؤُلاء الْقَوْمِ لاَ يَكَادُونَ يَفْقَهُونَ حَدِيثًا (78)
«Где бы вы ни были, смерть настигнет вас, даже если вы окажетесь в укрепленных башнях. И если их (лицемеров) постигает (что-то) хорошее, они говорят: «Это – от Аллаха». А если их постигает плохое, они говорят: «Это – от тебя (о, Мухаммад, ибо ты приносишь несчастья)». Ответь (им, о Мухаммад): «Все (что случается) – от Аллаха». Что с ними, они почти не понимают слова?».
В риваяте, переданном от Абу Салиха, сообщается, что Ибн Аббас говорил: Во время битвы при Ухуде, мунафики оставшиеся позади и не принявшие участия в сражении, говорили в отношении верующих павших в этой битве: «Если бы наши убитые братья остались с нами и не участвовали бы этой битве, то они остались бы живы». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 116].
Было сказано, что причиной ниспослания той части аята, в которой говорится: «И если их (лицемеров) постигает (что-то) хорошее, они говорят: «Это – от Аллаха». А если их постигает плохое, они говорят: «Это – от тебя (о, Мухаммад, ибо ты приносишь несчастья)». Ответь (им, о Мухаммад): «Все (что случается) – от Аллаха»», были иудеи и мунафики.
Спустя некоторое время после того, как посланник Аллаха ﷺ переехал в Медину, они сказали: «После того, как этот человек и его товарищи переселились к нам, урожайность наших плодов и посевов уменьшилась». И тогда был ниспослан этот аят [Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 5/183].
Фото: shutterstock.com.
Читайте также:
-
Как отказаться от просмотра порнографии? 10 советов
Порнография стала почти нормой в современном мире, живущем по западным стандартам. Чтобы не травмировать стариков, которые все равно уходят из жизни, и моралистов, ее именуют эротикой, а то и «искусством тела». На порнографической продукции печатают предупреждения о том, что ее запрещено смотреть лицам моложе 18 лет, словно она не оказывает разлагающего воздействия на взрослого человека
-
Римма Аллямова: 5 советов от Rimma Allyamova. Как одеваться стильно и скромно, но экономно
Сегодня я хотела привести пару советов мусульманкам о том, что лучше и с чем носить и как сэкономить. С наступлением лета в нашем гардеробе появляются разноцветные юбки, яркие блузки, палантины всех цветов радуги и т.д. А с каждым разом хочется придумывать себе стильный, в то же время скромный образ, да и так, чтобы каждая деталь была подобрана со вкусом
-
Эльмира Миассарова: «Для верующего человека психология – не панацея, а лишь один из вспомогательных инструментов»
На вопросы читателей Islam-today.ru ответила практикующий клинический медицинский психолог, кандидат наук, преподаватель факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Казанского государственного медицинского университета по программе «Клиническая (медицинская) психология» Эльмира Миассарова.
-
Правда ли, что тело Посланника Аллаха (ﷺ) однажды пытались выкрасть из могилы?
В 557 (1161) году хиджры правитель Сирии Нуруддин Шахид (Махмуд ибн Зенги) трижды во сне видел посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), который, указывая на двух людей, сказал: «О, Нуруддин! Избавь меня от них!»...
-
Если вы поститесь впервые...
Кто-то думает, что с годами всё становится обыденно. А Вы знаете, что это не так! Живой ум и открытое сердце спасены от косности. Аллах сохраняет их юными, поэтому и в зрелости даёт им нечто впервые. Вам дарован ибадат, и это счастье!
-
10 правил совершения намаза для тех, кто в пути
Тот, кто отправляется в путь протяженностью 100 и более километров, не имеет собственного дома в месте назначения и намеревается оставаться там менее пятнадцати дней, считается путником. Такой человек...
-
Правда ли что женщина, которой доволен муж, сразу же попадет в Рай?
В одном из хадисов говорится: «Если женщина, которой при жизни был доволен муж, умрет, то...
-
В чьем облике пришла смерть к Адаму?
Ибн Аббас говорил: «Когда жизнь Адама подошла к концу, Аллах сказал ему:- Срок твоей жизни подошел к концу, сделай завещание своему сыну Шису.Адам спросил:- О, мой Господь! Что такое смерть?Аллах Всевышний ответил:- Смерть более горька, чем куст олеандра. Лицо умершего теряет свой свет. Земля разлагает его тело, и оно само превращается в землю. Затем, Я снова воссоздам тебя и твоих потомков.