"Всякий, кто его увидел, тот от себя отрекся, сразу же от дел этого мира освободился"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира
Глава 79. Разъяснение того, что каждый, кто пришел к [Божьему] человеку, достиг всего
Послушай теперь описание того полюса времени (кутб-и заман)(1),
Следующего по пути Господа мира.
У кого нет товарища близкого и друга,
Тот во всех делах [этого] мира не имеет успеха.
Еще до смерти умер он (полюс времени – прим. ред.), подобно Идрису (2)
Нет ему дела до жизни мирской.
Всякий, кто его увидел, тот от себя отрекся,
Сразу же от дел этого мира освободился.
Он покажет тебе тайну Аллаха,
Сделает он тебя ясным, как месяц.
Солнце души твоей благодаря нему светит,
Цветник разума твоего благодаря ему расцветает.
Исцеление мук сердечных – от него,
[Цветок] базилика в саду тела – от него.
Всякий, кто видел его в [этом] мире,
Освободился от всякой пользы и вреда.
После этого отчаялся он в своем деле,
Уединился в укромном месте с другом своим.
Очистил он себя, а когда очистился,
Вытянул руки и ноги, успокоился.
____________________________________
1. - Кутб (араб. «полюс») – высшая ступень в иерархии друзей Аллаха (авлийа), совершенный человек, выступающий в роли наместника Аллаха (халифа), посредника между Аллахом и человечеством, поддерживавший установленный Аллахом вселенский порядок, опираясь на подчинявшуюся ему иерархию друзей Аллаха.
2. - Идрис (библ. Енох) – исламский пророк, упомянутый в Коране.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Можно ли использовать спиртосодержащую парфюмерию?
Однажды один ученик медресе задал вопрос хазрату: "Является ли спирт наджасой (нечистотой)?" Учитель ответил: "Да". Тогда ученик продолжил: "Но как же, уважаемый хазрат, Вы сами только что написали маркером аят Корана на доске. А как известно в маркере есть спирт. Следовательно, вы написали аят Корана нечистотами (наджасой). Разве это не является неверием?". И учитель не нашел ответа.
-
Шайтаны - слуги Иблиса
«Шайтан» – довольно широкое понятие в исламском богословии. Точно можно сказать лишь одно: шайтан – это злой дух. Одни мусульманские богословы причисляют шайтанов к особой разновидности джиннов – самой неверующей и строптивой. Другие относят этих созданий к категории существ, которые с самого начала обречены на муки в Аду и неверие.
-
Вы даже не догадывались, что эти звезды - мусульмане
Среди звезд Голливуда немало знаменитостей, о которых вы даже не предполагали, что они являются мусульманами. Представляем Вашему подборку из 12 знаменитостей-мусульман, которые рассказали о своей вере
-
3 безграничных пользы тайной милостыни
Хотя существуют ситуации, когда оказывать помощь и раздавать садака, необходимо открыто, в целом лучше всего давать садака тайно. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (аль-Бакара 2/271).
-
О произнесении вслух «Аминь» после суры «Фатиха» в намазе
По мнению Шафиитского и Ханбалитского мазхабов, в намазах, где Коран читается вслух, аминь так же произносится вслух, а в намазах, где Коран читается про себя, аминь так же произноситься про себя. Исходя из этого, в обоих ракаатах утреннего намаза, а так же в первых двух ракаатах вечернего и ночного намазов, произнесение слова «аминь» вслух, является сунной. В третьем и четвертом ракаатах этих намазов, а так же в полуденном и послеполуденном намазах, аминь, в соответствии с сунной, произносится шепотом.
-
Обладатели этого имени - прирожденные лидеры
Это имя обозначает тягу к доминированию, причем всех возможных сферах жизни. Это прирожденные лидеры, целеустремленные, настойчивые и бесстрашные. Он с раннего детства отличается активностью, здоровым эгоизмом и импульсивностью. Любые задачи этот человек решает с энтузиазмом и стремлением сделать все как можно лучше, а точнее, лучше, чем могли бы это сделать другие.
-
Исламская линия доверия: "Имеет ли свекровь право вмешиваться в нашу жизнь?"
Имеет ли свекровь право управлять, вмешиваться в нашу с мужем жизнь? Она вмешивается на мои дела: что ем, что пью, что надеть... Решает, когда и куда мне ходить. Думаю, такое право дано только моему мужу по отношению ко мне, или я не права?
-
Мусульманский мир глазами американского фотографа (фото)
Эта женщина приняла решение показать всему миру истинное лицо мусульманского мира, приоткрыть завесу огороженного от всего вокруг арабского Востока...